Алкозамок – на стражу безопасности дорог

В Минпромторге России заявили об обсуждении с ГИБДД планов оснащения алкозамками автомобилей, хозяева которых ранее привлекались к ответственности за езду в нетрезвом виде. В МВД России к инициативе отнеслись без энтузиазма.

О разработке планов принудительной установки алкозамков на автомобили нарушителей заявил заместитель главы Минпромторга Василий Шпак в ходе выступления на форуме «Интеллект машин и механизмов» в Севастополе.

По его словам, Минпромторг проведет эксперимент по внедрению новинки и разработает соответствующую законодательную базу до конца года. Главными потребителями такой продукции, по мнению Шпака могут, быть сервисы такси и каршеринговые компании.

Вместе с тем официальный представитель МВД России Ирина Волк информацию о наличии рабочих договоренностей между министерствами по этому вопросу опровергла, так как для этого в стране пока отсутствует необходимая правовая база.

Резкой критике высказывания Василия Шпака подверг также глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. По его мнению, обвиненный в пьяной езде водитель и так подвергается наказанию в виде лишения прав.

«И к чему в таком случае алкозамок?! В Швеции и ряде других стран в качестве эксперимента такому нарушителю предлагают установить алкозамок вместо лишения прав. Вместо, а не вместе. Если в первом варианте есть своя логика, то во втором – никакой. Только желание организовать гарантированный сбыт недешевого «девайса», – уверен Сергей Миронов.

Член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, в свою очередь, отметил, что планы Минпромторга в нынешнем виде нереалистичны, так как в России просто нет компаний, занимающихся проверкой алкозамков. Однако сама идея установки таких устройств у него не вызывает столь однозначной и резкой критики. Ранее Лысаков говорил о необходимости введения алкозамков для некоторых категорий коммерческого транспорта.

Алкозамок представляет собой устройство, требующее идентификации водителя и определяющее наличие в его организме паров этилового спирта. Если водитель не идентифицирован и/или содержание спирта в воздухе превышает норму, автомобиль будет заблокирован.

Возможность установки алкозамков обсуждается в России уже больше 10 лет. Эксперимент по их установке на школьные автобусы проводился в Ивановской области и Татарстане. Много сторонников внедрения алкозамков в руководстве столицы, например, руководитель ЦОДД Михаил Кизлык и спикер Мосгордумы Алексей Шапошников.

За рубежом алкозамки используются достаточно давно, однако до сих пор в основном в качестве эксперимента. В частности, в 1999 году ими были оборудованы такси в шведском городе Уппсала, а пилотный проект по установке алкозамков в Калифорнии стартовал еще 1986 году.

В Евросоюзе с 2024 года все новые автомобили должны быть в обязательном порядке оборудованы интерфейсом для подключения алкотестера. Обязательство же по установке самого алкозамка может быть регламентировано законодательством отдельных стран.