На рейс – зерез ЕБС

Уже в нынешнем году в российских аэропортах могут быть запущены пилотные проекты по регистрации пассажиров на рейсы через биометрическую идентификацию без использования паспортных данных. В Минкомсвязи рассчитывают таким образом облегчить жизнь пассажирам и аэропортам.

О планах использования биометрии при регистрации авиапассажиров рассказал глава Минкомсвязи Максут Шадаев в ходе своего выступления на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. По мнению министра, внедрение подобной системы облегчит жизнь как пассажирам, так и самим аэропортам.

Реализация такой меры будет возможна на основе данных Единой биометрической системы (ЕБС) – совместного проекта Ростелекома и Банка России, созданного для аутентификации пользователей финансовых услуг, которая происходит с помощью голоса и лица.

Как отметил Шадаев, запись в ЕБС по закону приравнивается к паспорту. Изначально она создавалась для того, чтобы совершать финансовые операции. В декабре 2020 года президент подписал закон о расширении использования ЕБС, с помощью которой теперь можно дистанционно заключать договоры на оказание услуг связи, участвовать в судебных заседаниях и совершать другие действия.

Ранее сообщалось о том, что подобные эксперименты в ближайшее время пройдут в Новосибирском аэропорту Толмачево и московском Шереметьево. В частности, в Шереметьево регистрацию на один из внутренних рейсов «Аэрофлота» (на каком конкретно пока не уточняется) пассажиры будут проходить через специальный турникет, с помощью которого система будет мгновенно получить всю необходимую информацию. В результате отпадет необходимость предъявлять как паспорт, так и посадочный талон. Пока планируется внедрение системы только на внутрироссийских направлениях.

По программе цифровой трансформации Минтранса в 2021 году планируется оснастить приборами для биометрической идентификации граждан 12 российских аэропортов. На реализацию программы будет потрачено 8,7 млрд рублей.

Эксперты видят главную проблему широкого использования ЕБС, в том числе и для идентификации пассажиров, в обеспечении сохранности персональных данных. С одной стороны, к частной информации граждан получит доступ дополнительное количество компаний. С другой – есть возможность обмана системы с помощью технологий технологии deepfake, позволяющей моделировать голос и лицо человека.