Жители Челябинской области стали подавать меньше заявлений на выплаты по страховке с признаками мошенничества

Реальные уголовные дела за страховое мошенничество и меры, которые предпринимают сами страховщики, испугали не чистых на руку горожан и «недобросовестных посредников».

Например, после рейдов по выявлению поддельного ОСАГО, информационных кампаниях, создании рабочей группы при областном управлении МВД частота обращений по страховым случаям в неделю по компании СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» в Челябинске снизилась с 170-190 до 90-100 заявлений.

За второе полугодие 2017 года в правоохранительные органы Челябинской области было направлено 216 заявлений на действия недобросовестных посредников и представителей в сфере страхования, что обеспечило региону пятое место среди субъектов РФ по числу заявлений на страховое мошенничество. Первое место занимает Краснодарский край (508), за ним – Ростовская область (430), на третьем месте расположилась Волгоградская область (313). В число лидеров по числу заявлений также попала Москва (261 заявление). Об этом сообщает пресс-служба информационного проекта “Страхование: общественная экспертиза”.

За указанный период в Челябинской области было возбуждено всего 97 уголовных дел на основании фактов, изложенных в заявлениях. Часть заявлений все еще находятся в стадии рассмотрения.

“Жители региона подавали жалобы на действия недобросовестных лиц в области как добровольных, так и обязательных видов страхования, – поясняет автоэксперт Сергей Смирнов, – но самой болевой точкой остается, без сомнения, ОСАГО. Челябинская область традиционно входит в число так называемых “токсичных” регионов, в которых недобросовестные представители и посредники “выкачивают” с рынка  страхования миллиарды рублей. Эти суммы и недополучают страхователи. Понятно, что усилий полиции для выявления случаев мошенничества недостаточно – нужны консолидированные меры, как правохранительных органов, так и страховщиков, страхователей, профильных союзов и экспертов. Вариантов, по которым действуют жулики, масса. Иногда мы видим, что одна и та же машина попадает в ДТП десятки раз. Иногда покупают битые авто, чтобы имитировать аварии”.

По словам Смирнова, недобросовестные посредники используют, как правило, легальные схемы обогащения, однако при этом зачастую не информируют своих клиентов о том, что сами отсуживают у страховых компаний гораздо большие суммы, чем те, что выплачивают клиенту. “Часто люди не смотрят, что подписывают, – говорит Сергей Смирнов, – и в обмен на наличные деньги подписывают генеральные доверенности на представление их интересов в суде, и даже получение выплат в банке сторонними лицами. На практике это означает, что, выплатив клиенту 10, 20, 30 тысяч рублей после ДТП, такие посредники, представители, юридические консультанты идут в суд и отсуживают суммы в разы большие, но страхователь права на них уже не имеет. В последнее время страхователи стали больше разбираться в том, как это работает, что это за представители. Этим и объясняется большое число жалоб в правоохранительные органы. С одной стороны, они говорят о том, что многие пострадали от действий таких недобросовестных представителей, с другой – о том, что юридическая грамотность россиян возрастает, они понимают, как защитить себя”.

Среди других схем, на использование которых третьими лицами подавались жалобы в правоохранительные органы, была продажа поддельных полисов ОСАГО, мошенничество в сфере электронных услуг, завышение суммы ущерба при заявлении страхового случая или его инсценировка, в том числе с использованием данных страхователей, которые об этом не подозревали.