В России запретили продавать самовольные постройки

Пленум Верховного суда России принял постановление, детально разъясняющее, как поступать с самовольными постройками. Принципиальный вопрос: такие постройки нельзя ни продать, ни передать по наследству. Но наследники, которым вместе с участком достались нелегальные избушки, вправе заняться их легализацией.

При этом на требования о сносе опасных самовольных построек не распространяются сроки давности. Как бы давно ни был построен опасный дом, время поставить вопрос о его сносе не прошло.

Дела о самовольных постройках имеют особую социальную значимость. При рассмотрении подобных споров необходимо соблюдать баланс: с одной стороны, не допускать неоправданной легализации опасных объектов, с другой – снос должен быть крайней мерой, применяемой лишь в тех случаях, когда он действительно необходим. Несоблюдение ряда требований само по себе не может быть причиной для сноса. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Если человек не выполнил какие-то формальности, не значит, что все плохо.

Постройка может быть признана самовольной на любом этапе возведения, начиная с фундамента

В принятом постановлении разъясняется, что постройка может быть признана самовольной на любом этапе ее строительства, начиная с возведения фундамента. Лицо, осуществившее возведение самовольной постройки, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться ею и совершать какие-либо сделки до признания такого права судом. Таким образом, самовольную постройку нельзя ни продать, ни подарить. Такие постройки не может быть включена в наследственную массу. Однако наследник, к которому перешло соответствующее вещное право на земельный участок, вправе обращаться в суд с требованием о признании за ним права собственности на самовольную постройку, возведенную на данном земельном участке. Разъяснения пленума Верховного суда России помогут усовершенствовать судебную практику.

Интересными являются и разъяснения об ограничении полномочий органов местного самоуправления на принятие решений о сносе объектов во внесудебном порядке.