Утверждена Стратегия развития конгрессно-выставочной деятельности до 2030 года

Повышение эффективности продвижения российских товаров и услуг, а также результатов научной и образовательной деятельности на внутренний и внешние рынки через выставки, конгрессы и форумы – такова главная цель Стратегии развития конгрессно-выставочной деятельности на период до 2030 года. Распоряжение о её утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Достижение этой цели предполагает решение ряда прикладных задач. Среди них – повышение качества и доступности конгрессно-выставочных услуг, подготовка кадров, совершенствование системы сбора и анализа статистических данных, а также создание и развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры.

Повышать уровень выставок, форумов и конгрессов предполагается за счёт развития системы стандартов качества организации мероприятий. Кроме того, стратегия предполагает создание саморегулируемой структуры, которая будет заниматься добровольной аккредитацией конгрессно-выставочных операторов. В число её функций будет входить присвоение конкретным организациям и объектам знаков качества.

Документ также предусматривает формирование российскими регионами своих программ развития конгрессно-выставочной индустрии, создание и продвижение местных выставочно-ярмарочных брендов.

Для расширения круга иностранных участников российских форумов, конгрессов и выставок может быть разработана электронная персонифицированная карта участника конгрессно-выставочных мероприятий – Expo ID. Такое решение должно упростить для гостей таможенные и визовые процедуры.

Обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов отрасли предполагается за счёт актуализации существующих и разработки новых образовательных стандартов. Помимо этого в стратегии прописано создание системы мониторинга – она даст возможность прогнозировать потребность в кадрах на среднесрочную перспективу.

Развивать конгрессно-выставочную инфраструктуру планируется на специально отобранных территориях, обладающих наибольшим потенциалом развития в данной сфере. Стратегия ставит перед региональными властями задачу определить свои потребности в новых выставочных площадях, увязав это с производственным и логистическим потенциалом региона и оценкой возможной загрузки таких объектов.

Развитие конгрессно-выставочной деятельности невозможно без чёткой системы сбора, обработки и анализа статистических данных. Федеральное статистическое наблюдение в этой области планируется провести в два этапа: на первом, в 2023–2024 годах, исследование будет общероссийским, а на втором – с 2025 года – оно охватит отдельные регионы. Таким образом, будет определена доля конгрессно-выставочных мероприятий в формировании внутреннего валового продукта страны и валового регионального продукта.

Вывести работу конгрессно-выставочной отрасли на новый уровень поможет и внедрение цифровых технологий. Важным направлением работы в этой сфере станет создание российского конгрессно-выставочного маркетплейса и электронной системы оценки качества конгрессно-выставочных услуг. Также предусмотрено расширение практики организации цифровых выставочных павильонов и создания мобильных приложений для навигации по различным экспозициям.

План конкретных мероприятий по реализации стратегии поручено разработать Минпромторгу. Он должен быть представлен в марте 2024 года.