Тенденции на рынке ОСАГО: страхователи меньше жалуются на страховщиков

24 октября прошел Форум лидеров страхового рынка, в рамках которого эксперты отрасли обсудили актуальные тенденции отрасли. Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев рассказал о том, какие изменения произошли либо ожидаются на рынке ОСАГО, а также каким образом страховые компании смогли снизить количество жалоб со стороны страхователей.

По данным Банка России, количество жалоб за первые шесть месяцев 2023 года уменьшилось на 23%. По словам Евгения Уфимцева, это стало возможным по нескольким причинам. Например, в связи с запуском перестраховочного пула в апреле 2022 года для пропорционального распределения убытков страховщиков.

Рынок ОСАГО претерпевает изменения, учитывающие потребности страхователей. Среди основных нововведений, влияющих на мнение страхователей об этом страховом продукте, стали электронное урегулирование убытков в ОСАГО, которое заработало летом этого года, и ожидаемая весной 2024 года возможность оформления краткосрочного полиса обязательной «автогражданки» – от одного дня до трех месяцев.

Если говорить о количестве оформлений ДТП по Европротоколу, то в августе этот показатель стал наиболее высоким – 13 тысяч фотофиксаций против 6 тысяч в аналогичном периоде прошлого года. На оформление Европротокола требуется 10-12 минут. Это можно сделать через портал «Госуслуги», мобильные приложения «ДТП. Европротокол», «Госуслуги Авто» и приложения страховщиков.

Другим фактором, повлиявшим на уменьшение недовольств водителей системой ОСАГО, стало сдерживание тарифов со стороны страховщиков в результате конкуренции между ними за безаварийных водителей. При этом автомобильный рынок в настоящее время остается сложным. Так, за период с сентября по декабрь прогнозируется увеличение стоимости запчастей на 15%.

Если говорить о возможности заключения краткосрочных полисов ОСАГО, которая станет доступна водителям уже в следующем году, то для многих страховщиков это станет новым этапом, когда они будут еще больше учитывать потребности страхователя. Например, водителю будет удобно покупать ОСАГО для своего автомобиля на выходные дни, потому что остальные пять дней его машина стоит около дома, а он ездит на работу на общественном транспорте. В будущем страхователь также сможет заключать договор и по другим видам страхования на более короткий срок.

В РСА также отметили, что в скором времени произойдут и другие изменения в организации работы моторного страхования. Например, выход из системы «Зеленая карта» переориентировал страховщиков на внедрение «Синей карты». На данный момент «Синяя карта» доступна на территории России и Белоруссии, однако планируется расширение системы на другие соседние государства.