Авиализинг переходит на рубли

Российские авиакомпании будут рассчитываться в рублях за лизинг импортных самолетов. Финансовая схема будет схожа с расчетами зарубежными компаниями за российский газ в рублях.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. N 179 “О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами”  обязательства по уплате арендных, лизинговых и иных платежей “признаются исполненными надлежащим образом, если эти обязательства исполнены перед их основными хозяйственными обществами-резидентами путем перечисления должником на счет основного хозяйственного общества-резидента, открытый в российской кредитной организации, средств в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте”.

Это значит, что плательщик будет перечислять средства в рублях на счет, открытый в российской кредитной организации. Сумма платежа будет рассчитываться по официальному курсу Центробанка на день исполнения обязательств. Финансовая схема будет схожа с расчетами зарубежными компаниями за российский газ в рублях.

Стоит отметить, что исполнение денежных обязательств по лизингу самолетов и двигателей для авиации для ряда иностранных кредиторов переводится на рубли временно. Это касается расчетов по договорам аренды, лизинга самолетов, авиационных двигателей, силовых установок с компаниями из недружественных стран.

Правительство РФ получает полномочия определить иной порядок расчетов с лизингодателями. В частности, специальная комиссия будет анализировать и решать, позволять ли компаниям платить за лизинг каждой конкретной стране.

Важно понимать, что Россия не обрывает все связи с лизингодателями, все принятые меры направлены на вывод платежей из-под зарубежных юрисдикций в целях защиты гражданской авиации страны от многочисленных санкций.

Ранее в странах Евросоюза и США была запрещена продажа в лизинг российским авиакомпаниям самолетов, запчастей. Также запрещено техническое обслуживание и страхование российских воздушных судов. Все действующие договоры лизинга западные контрагенты потребовали расторгнуть, а самолеты вернуть. По оценкам вице-премьера Правительства РФ Юрия Борисова, в лизинге у российских авиакомпаний было две трети всего парка самолетов. Следовательно, быстрое расторжение договоров грозило утратой значительной части авиапарка.

В качестве ответной меры было принято решение об упрощенной перерегистрации самолетов в российском реестре, значительная часть самолетов Boeing и Airbus останутся в России. Авиакомпании продолжают использовать самолеты, техобслуживанием сейчас занимаются отечественные компании. Также был введен запрет на вывоз из страны самолетов без разрешения правительства.

Указ Президента РФ показывает зарубежным лизинговым компаниям, что российские перевозчики готовы платить за использование самолетов, но расчеты будут идти в рублях.