Рекламщиков в сети будут штрафовать за отказ от работы с Роскомнадзором

Поправки в КоАП ввели штрафы для участников рынка интернет-рекламы за невыполнение обязательств по передаче информации в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) и нарушения во взаимодействии с ним.

С 1 сентября 2022 года все российские участники рынка интернет-рекламы обязаны передавать данные в специальный реестр. В результате работы системы вся размещаемая онлайн-реклама должна быть маркирована, а информация о том, кто является рекламодателем, заказчиком и исполнителем, а также все платежи по таким договорам должны передаваться в реестр, доступ к которому будут иметь Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Росфинмониторинг. Информация должна помогать пресекать отмывание денежных средств и иные злоупотребления. По состоянию на июнь 2023 года, как следует из материалов исследования, с которым ознакомилась “РГ”, более половины участников рынка не взаимодействуют с ЕРИР. Отрасль утверждает, что проблема в сложности системы. С 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки рекламы, некорректное размещение маркировки и прочее начнут штрафовать.

По словам председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга, отсутствие официальных разъяснений по большинству вопросов, несовершенство системы учета интернет-рекламы создают правовую неопределенность для участников рынка при применении закона. “Сведения, которые нужно вносить в ЕРИР, очень объемные. Детали должны прописываться подзаконными актами, которых нет. Правоприменительная практика еще не сложилась. Ни регулятор, ни участники рынка не понимают, каким образом это должно функционировать”, – объяснял Гартунг “РГ” в начале июня.

В Роскомнадзоре не согласны с такими утверждениями и сообщили, что с 1 сентября 2022 года рекламодатели внесли информацию о размещении рекламы в Сети на сумму 276 млрд рублей. “Все необходимые для исполнения закона об учете интернет-рекламы подзаконные акты приняты более года назад. Технических ограничений в работе с ЕРИР нет, сведения исправно передаются участниками рынка, доработок не требуется”, – добавили в ведомстве. Рынок на сегодня не готов к введению ответственности, следует из материалов исследования, подготовленного исследовательским центром, объединяющим аналитиков Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ). Свыше половины респондентов относятся к закону о маркировке “отрицательно”, причем негативных взглядов придерживаются все больше игроков. По итогам первой волны исследования, которая проводилась в апреле 2023 года, такое мнение высказывали 53% опрошенных, во второй волне – в июне 2023 года – 56%. При этом большинство опрошенных продолжают работу по внедрению требований закона о маркировке интернет-рекламы в свои бизнес-процессы.

В то же время в исследовании отмечается, что участники индустрии стали лучше понимать требования к маркировке рекламы. 30% организаций практически готовы к завершению пилотно-тестового периода. В первую волну исследования таких было 18%. Увеличилось и количество игроков, которые частично умеют маркировать рекламные продукты, – 39% респондентов против 31% в первой волне. С другой стороны – согласно результатам опроса, более половины респондентов еще не работали с ЕРИР – таких 58% по состоянию на июнь 2023 года. И только 14% компаний имеют полное представление о том, какую рекламу необходимо маркировать в целом.