Кто и как должен защищать российских пациентов

Ответственность за здоровье граждан лежит на них самих, а не на медиках; пациенты должны быть лучше проинформированы о собственных правах и научиться их защищать, а помогать им в этом будут страховые компании. Кроме того, нам нужен независимый рейтинг медицинских учреждений и усиление личной ответственности главврачей. Такого мнения придерживаются эксперты и общественники, принявшие участие в IX Всероссийском конгрессе пациентов, который проходит сейчас в Москве.

Сегодня на круглом столе, посвященном обсуждению проблем развития медицинского страхования и страхования жизни, который проходит на площадке IX Всероссийского конгресса пациентов, были представлены результаты опроса участников Конгресса по проблеме защиты прав граждан, обращающихся за медицинской помощью. Респондентами стали 104 участника Конгресса, представляющие различные экспертные, медицинские и правозащитные структуры.

По мнению 70% опрошенных экспертов ответственность за здоровье граждан в первую очередь лежит на них самих. Только 21% респондентов полагают, что напротив ответственность несут врачи и медицинские учреждения. Среди тех, кто должен помогать государству в защите прав пациентов, участники опроса называют в первую очередь страховые компании (38,5%), далее идут общественные и правозащитные организации, в том числе и сообщества пациентов (33,7%), а также врачи и медицинские учреждения (13,5%).

Главной мерой, необходимой, чтобы исключить недобросовестный характер оказания услуг врачами, эксперты называют повышение информированности пациентов о собственных правах – 77,9% указали на этот пункт. На втором месте со значительным отрывом следует усиление негосударственного контроля (54,8%), и повышение зарплат медикам (47,1%). Главными причинами медицинских ошибок пациенты считают низкую квалификацию врачей (53,8%) и снижение качества медицинского образования (44,2%). Бюрократизм и недостаток материально-технической базы считают причиной ошибок 34,6% и 33,7% соответственно.

88,5% участников опроса высказались за создание рейтинга медицинских учреждений, составленного с участием пациентских организаций. При этом эксперты настаивают на необходимости негосударственного контроля за работой медицинских учреждений. Такого мнения придерживаются 72,1%, а государственный внутриведомственный контроль считают более эффективным лишь 22,1%. 76,9% полагают, что контролировать работу врачей должны те, кто оплачивают лечение граждан по системе ОМС, – страховые компании. 16,3% считают, что врачи должны контролировать себя сами.

На вопрос о том, какие меры по улучшению качества медицинских услуг участники Конгресса считают главными, 65,4% ответили – «введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врачей за качество лечения». На втором месте – усиление контроля за профессиональным уровнем врачей (45,2%), на третьем – финансирование медучреждений в зависимости от качества их работы (44,2%).

Комментируя эти данные со-модератор круглого стола вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов отметил, что мнение экспертного сообщества в значительной мере совпадает с позицией простых пациентов. Он напомнил о результатах недавнего опроса ВЦИОМ, который показал, что граждане требуют усиления контроля и ответственности руководства медучреждений. При этом тот же опрос выявил, что большинство россиян недостаточно ответственно подходят к собственному здоровью. «Сегодня в системе ОМС создаются все новые и новые условия для получения гражданами современной медицинской помощи. Для защиты прав пациентов создан институт страховых представителей, работают пациентские организации. Нам нужно научиться пользоваться своими правами, знать их и не бояться отстаивать», – говорит Дмитрий Кузнецов.

 

По его словам, необходима персонализация того, кто оказывает пациенту медицинскую помощь. «Должна повышаться роль и ответственность непосредственно лечащего врача и его руководителя, а не абстрактного медицинского учреждения – об этом говорит большинство. И это важный индикатор, на который в том числе мы должны ориентироваться при построении пациентоориентированного здравоохранения», – отметил Дмитрий Кузнецов.

«Стоит отметить и тот факт, что для более эффективной защиты прав пациентов экспертное сообщество признает важность диалога между властью, бизнесом и обществом в том числе и в форме общественных советов при органах власти», – сообщил эксперт.

Как показал опрос, среди основных форм такого диалога эксперты чаще всего называли круглые столы, конференции, форумы, а также общественные советы разного уровня, включающие в себя представителей всех заинтересованных сторон.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв обратил внимание на существующий в обществе запрос на независимую экспертизу качества медицинской помощи в России. «У нас существует запрос на независимую оценку качества работы медицинских организаций, потому что как простые люди, так и эксперты, не доверяют государственной системе контроля, – заявил он. – Проведенный опрос показал, что есть опасения корпоративных отношений внутри медицинского сообщества, для которых, как говорится, «честь мундира» имеет большее значение».

Такая оценка должна быть не только независимой, но и государство должно быть обязано на него реагировать. «Тот же рейтинг медицинских учреждений – должна быть предусмотрена обязательная реакция на него властей и контролирующих органов, иначе от такого рейтинга мало толку», – считает эксперт.

Юрий Жулёв также отметил такую проблему как пассивность самого населения: «У нас есть государственная система оценки медицинских учреждений. На сайтах больниц и поликлиник висят анкеты, которые может заполнить каждый пациент анонимно. Все анкеты можно по пальцам пересчитать – большинство людей о них не знают, а многие просто ленятся».