Новая скоростная дорога в Китай может появиться в России

24 ноября в Москве состоялось  9-е ежегодное заседание Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству.

В ходе заседания члены Комиссии обсудили актуальные вопросы инвестиционного сотрудничества и дальнейшего развития двусторонних торгово-экономического связей от РФ инициировали и обозначили представители Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

Знаковым событием для российско-китайского торгового сотрудничества в ноябре 2022 года стал запуск движения по первому в истории железнодорожному мосту через реку Амур, соединившему  Российский фонд прямых инвестиций населенные пункты Нижнеленинское Еврейской Автономной Области в РФ и Тунцзян провинции Хэйлунцзян в КНР.совместно с китайскими партнерами профинансировал более 70% от всего бюджета строительства российской части моста.

Железнодорожный мост через Амур стал новым транспортным коридором между Россией и Китаем, который снимает целый ряд существующих инфраструктурных ограничений. В частности, расстояние транспортировки грузов в северные провинции Китая сократится более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.

Экономист РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Тимофеев,  прогнозирует  новую российскую скоростную дорогу в Китай  по этому же маршруту, которая может стать продолжением  строительства трассы М12, как результат данных  проектов.

“Динамика не только роста самого торгового оборота с Китаем но и развитие самой инфраструктуры пограничных регионов даёт широкий круг развития совместно и трансграничного бизнеса и благоприятной жизни людей”, — считает Тимофеев.

“Конкретно эти проекты позволяют резко увеличить товароборот между нашими странами. Их развитие в ближайшей перспективе станет основой для развития единой Евроазиатского логистической сети, что будит означать крах санкций запада. Но и не это главное. Главное — новые рабочие места и инвестиции как в транспорт так и в производство данных регионов”, — отметил научный руководитель Института региональных проблем Дмитрйи Журавлев.

“Россию и Китай связывают пять ключевых секторов: сырьевой, энергетический и  газохимический сектор, агропромышленный комплекс и машиностроение.

Реализация данного проекта необходима для наращивания дальнейшего сотрудничества, в первую очередь это касается экспорта угля. Для его увеличения и было необходимо завершение строительства железнодорожного моста Нижнеленинское–Тунцзян и соответствующего пункта пропуска.

Сегодня в России реализуется 65 проектов на 106,2 млрд долл. США, а в Китае – 5 проектов на 5,8 млрд долл. США. Важен и другой проект «Европа — Западный Китай», на строительство которого было запланировано финансирование в объёме 655 млрд рублей, в т.ч строительство объездной дороги вокруг Тольятти и моста через Волгу, платная автотрасса «Меридиан», стоимостью 600 млрд.руб. Но, следует отметить, что проект рассматривается исключительно как транзитный и практически не ориентирован на нужды внутренних российских перевозчиков”, — анализирует  доцент кафедры экономической статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская.

На сегодняшний день на рассмотрении Комиссии и созданного в ее рамках Российско-китайского консультационного комитета предпринимателей (Комитет) находится свыше 70 проектов на общую сумму свыше 120 млрд долларов. РФПИ в качестве сопредседателя Комитета играет лидирующую роль координатора по сбору, анализу, структурированию и реализации проектов и является ключевым связующим звеном в развитии экономических и финансовых отношений между РФ и КНР.

Комитет является уникальной площадкой для общения бизнеса двух стран и эффективным инструментом по стимулированию инвестиционного взаимодействия. В рамках его деятельности РФПИ предоставляет рекомендации по устранению барьеров для реализации проектов в России и Китае, а также применяет компетенции в сфере прямых инвестиций и проектного финансирования для продвижения проектов Комиссии и привлечения финансирования.