21 февраля в рамках нового цикла дискуссий «Под знаком Справедливости», эксперты обсудили результаты исследования Фонда ИНДЕМ («Информатика для демократии») о том, что россияне понимают под понятием справедливости, и где она находится в системе ценностей российского общества.
Всего авторы исследования выделили 42 наиболее часто встречающихся определения справедливости респондентами и пришли к выводу: нельзя говорить о том, что в обществе наблюдается значительный дефицит справедливости. Выше справедливости (25%) респонденты ставят нехватку доброты (48%), честности (34%), взаимного доверия (33%), взаимопомощи (30%). Президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров объясняет это тем, что граждане острее воспринимают реальную жизнь и проблемы, а не отвлеченные философские понятия.
Исполнительный директор Горбачев-Фонда Ольга Здравомыслова обратила внимание на то, что, согласно социологическим исследованиям, понятие справедливости по-разному воспринимается в России и на Западе. «Наши соотечественники, как правило, концентрируются на моральном аспекте, для них справедливость – это правда. А, например, французы в первую очередь, когда говорят о справедливости, имеют ввиду ее юридический аспект, законность», – отметила эксперт.
О.Здравомыслова рассказала, что опрос, проводившийся в 1990-е годы среди российской и французской молодежи, выявил глубокую убежденность среди российских молодых респондентов в несправедливости общества как такового. Среди них «распространялось такое убеждение, что весь мир устроен именно так – несправедливо», – отметила эксперт. Вместе с этим, по мнению Ольги Здравомысловой, в последние годы российские граждане стали больше реагировать на проявления несправедливости в обществе. И, как показали недавние политические протесты, молодые люди из среднего класса не хотят мириться с таким положением вещей. Они очень чутко реагируют на несправедливое, по их мнению, общество.
Однако Андрей Колесников, политолог, член Комитета гражданских инициатив, заметил, что «продавец справедливости – это всегда государство». Россияне в плане обеспечения своей справедливости не инициативны и ждут определенных действий по ее обеспечению от государства. При этом они не готовы платить своими усилиями, свободами или финансами за справедливость. «Я не готов нести совместное бремя реформ за изменения», – приводит точку зрения респондентов фокус-групп одного из готовящихся Левадой-центром исследований политолог.
Приглашенный эксперт Игорь Князев, eпископ – викарий в Карельской евангелическо-лютеранской Церкви, в своем выступлении отметил, что в исследовании недостаточное внимание было уделено пониманию справедливости в религиозном смысле этого слова. Дело в том, что, по его мнению, религия всегда оказывала значительное внимание на формирование социальной справедливости и во многом корпус трудов иудаизма и христианства долгое время определял, что из себя представляет справедливость для большинства европейцев.
Подводя итоги дискуссии, эксперты сошлись во мнении о том, что неверно считать вопрос понимания справедливости уделом лишь научных изысканий философов. Так, понимание того, что есть справедливость для граждан, открывает новые возможности для экономистов, политиков и общественных деятелей в формировании программ, отвечающих общественному запросу.