Как живет сейчас стратегический консалтинг в России?

Еще совсем недавно рынок услуг по стратегическому консалтингу практически целиком принадлежал иностранным компаниям, у них был доступ к международной экспертизе, они обладали опытом выполнения крупных проектов. С их уходом, потребность в консалтинге выросла в связи с изменившейся политической и экономической реальностью. И сейчас можно уже смело констатировать, что уход международных аудиторских брендов оживил российский рынок консалтинга.

Многие зарубежные консалтинговые компании, ушедшие с российского рынка, были выкуплены отечественными игроками и лишь сменили бренды. Это позволило избавиться от контроля центральных офисов, излишней бюрократии и следованию не всегда подходящим российским реалиям зарубежным регламентам, отмечают эксперты.

Основатель и управляющий собственник консалтинговой компании и архитектурно-проектного бюро Buro86 Ольга Шумская считает, что точнее было бы сказать не то, что из России ушли все международные аудиторские и консалтинговые бренды, а то,что большинство российских офисов, работавших под глобальными брендами, вышли из международных сетей. Большинство этих офисов продолжают работать под российскими брендами, сохранив основную часть команд, международные стандарты работы, наработанную экспертизу.
Доступ к международной экспертизе и источникам информации действительно заметно сократился, но не исчез полностью. Команды находят доступ к необходимой общедоступной международной информации и необходимым экспертам.
Таким образом, пока уровень консалтинга, предоставляемого в России, кардинально не изменился.
Но важно, чтобы в российской экономике сохранялся платежеспособный спрос на высококвалифицированные консультационные услуги, а менеджмент российских компаний не смотрел в сторону «решальщиков» и «инфоцыган».
Тогда удастся сохранить высокий экспертный уровень консалтинга, доступного в России.