Гражданам разрешено влиять на установку дорожных знаков и режим работы светофоров

Верховный суд разрешил гражданам обжаловать в суде установку дорожных знаков и режим работы светофоров.

После разъяснений пленума Верховного Суда россияне могут обжаловать в суде режим работы светофоров, к примеру, слишком быстро выключающих зеленый свет. Или , как вариант, добиваться т в суде демонтажа дорожных знаков.

Проблема очень актуальная, потому что мнения жителей часто расходятся с действиями местных властей. Проживая в какой-либо местности, граждане привыкли переходить дорогу по кратчайшей траектории. А представителям власти кажется, что это создает проблемы для безопасности дорожного движения,  и они переносят пешеходный переход в 200 метрах от привычного. Естественно пешеходы не придерживаются местной разметки. Иногда местные власти ставят светофор, увеличивающий пробки или с коротким пешеходным промежутком.

Верховный суд разъяснил важные правила рассмотрения споров граждан с чиновниками, которые увеличивают возможности граждан по защите своих прав в споре с государственными инстанциями.

Постановление содержит указание, что жаловаться в суд можно также на действия чиновников, не облеченные в форму конкретных решений. Предметом судебного контроля могут быть практически любые действия, связанные с организацией дорожного движения: установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки, согласование работы светофоров и т.п.

Организацией  дорожного движения  (установка знаков, светофоров, их режим работы) занимаются владельцы дорог. Это могут быть региональные и муниципальные органы власти власть, а в случае федеральной трассы — Росавтодор.  Зачастую знаки ставятся опытным путем, и мало кто может объяснить логику выбора скоростного режима или периодичности переключения светофора. При этом собственник не обязан свои решения по знакам и светофорам ни с кем согласовывать.

В Москве, а также в Подмосковье есть способ воздействовать на такие решения. Есть специальные телефоны, а также сайты и даже боты в соцсетях, в которых можно обжаловать как лишний знак, так и режим работы светофоров. Но во всех остальных регионах России такой способ взаимодействия с населением работает. Например, можно будет подать жалобу в суд, если, по мнению гражданина, зеленый свет на каком-то пешеходном переходе гаснет слишком быстро.

Уже несколько лет в Госдуме лежат поправки в закон об организации дорожного движения, согласно которым все проекты схем, а также схемы комплексной организации должны согласовывать с ГИБДД. Но пока эти поправки не приняты, знаки, светофоры, отбойники и пешеходные переходы остаются на совести владельцев дорог.

К слову, режим работы светофоров также указывается в проекте схемы организации дорожного движения. Однако, критериев правильности работы светофора, не предусмотрено. Контроллеры светофоров имеют несколько режимов работы, и у контролирующего органа нет каких-либо жестких требований по его работе, нет возможности проверки его работы по закону.

В целом постановление пленума разъясняет широкий круг вопросов массу важных вопросов. Там даже указывается о возможности обжаловать  бездействие чиновников. Например, не ответили на вопрос.

В последнее время граждане стали более внимательными к своим правам. По данным Верховного суда России, за год в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции рассмотрено 4 миллиона 526 тысяч дел. Удовлетворено 72 процента требований об оспаривании нормативных правовых актов и 32 процента требований об оспаривании решений, действий и бездействия органов власти и должностных лиц.