Дополнительные возможности для обновления парка авиационного и водного транспорта

Правительство продолжает работу по обновлению парка авиационного и водного транспорта. Инвестиционные проекты льготного лизинга отечественных вертолётов, самолётов, морских и речных судов включены в перечень самоокупаемых проектов, которые на возвратной основе получают финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В рамках первого инвестиционного проекта Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) планирует закупить в 2023–2025 годах у АО «Вертолёты России» 86 машин различной модификации. Вертолёты будут переданы в лизинг на 15 лет каждый авиакомпаниям в республиках Саха и Коми, Красноярском, Краснодарском, Камчатском и Хабаровском краях, Вологодской, Тверской, Новосибирской, Воронежской областях, Москве и Санкт-Петербурге, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Из средств ФНБ на реализацию проекта будет направлено 44,5 млрд рублей. Эта сумма полностью покроет необходимый объём финансирования проекта.

Второй инвестпроект предполагает приобретение в 2023–2026 годах 39 самолётов и вертолётов. Закупленные у производителей воздушные суда ГТЛК передаст в лизинг на срок от 10 до 18 лет авиакомпании «Аврора» – она специализируется на региональных перевозках в Дальневосточном федеральном округе. В числе воздушных судов, которые будут работать на дальневосточных маршрутах, – 8 самолётов SSJ-New, 10 машин ЛМС-901 «Байкал», 10 вертолётов Ми-171А2 и 11 вертолётов Ми-171А3. На реализацию проекта из средств ФНБ будет направлено около 49,6 млрд рублей, или 90% от общего объёма финансирования.

Третий инвестпроект подразумевает строительство на отечественных верфях в 2023–2027 годах 260 судов водного транспорта. Среди них – 119 грузовых и 73 пассажирских судна, а также баржи, буксиры, плавучий док и другие суда. Построенные корабли ГТЛК передаст транспортным компаниям в лизинг на срок до 25 лет. При этом ставка для пассажирских и круизных судов составит 2,93% годовых, для дноуглубительных и рыбопромысловых кораблей – 4,51% годовых, для грузовых и крупнотоннажных судов – 7,6% годовых. Из средств ФНБ на реализацию проекта будет направлено 136 млрд рублей. Эта сумма составляет около 60% от общей стоимости проекта.

Вопрос обсуждался на заседании Правительства 16 февраля. «Будем наращивать объёмы серийного выпуска отечественной техники нового поколения и снижать зависимость от иностранных моделей, укрепляя технологический суверенитет, о необходимости которого говорит глава государства», – отметил Михаил Мишустин.

Глава Правительства сообщил о комплексной работе над обновлением парка авиакомпаний страны. С учётом ранее принятых решений в 2023 году на строительство новых машин будет суммарно выделено более 237 млрд рублей, а в 2024 году – ещё свыше 32 млрд рублей.

Работа ведётся по поручениям Президента России, которые он дал по итогам совещаний, посвящённых развитию авиационных перевозок, авиа- и судостроению. Эти встречи прошли в 2022 и 2023 годах.

На сегодняшний день перечень проектов, для реализации которых используются средства ФНБ, насчитывает 23 позиции.