Открытые и контролируемые гражданским обществом государственные закупки – один из важных признаков правового государства. Граждане должны знать, на что и как расходуются собранные налоги. В условиях кризисной экономической ситуации только с помощью экономии бюджетных средств можно облегчить бремя, которое вынужден нести каждый законопослушный налогоплательщик.
С целью определить, как правильно должна быть организована система государственных закупок, Центр стратегических разработок совместно с Правительством Москвы провел на площадке ВДНХ конференцию «Лучшие региональные практики системы закупок: кейсы по решению актуальных задач».
Всего конференция собрала более 120 специалистов, включая представителей регионов, многие из которых представили свои наработки в области совершенствования системы госзакупок.
Как отметила в ходе дискуссии руководитель направления проекта «Контрактная система» Центра стратегических разработок Ольга Анчишкина, «основной проблемой института госзакупок является то, что контрактная система как система распределения денежных средств пока не является равновесной – ее участники спорят, пытаясь настоять на своих интересах».
«Первый пласт нашей совместной работы – повышение эффективности работы системы, второй – ее перестройка под давлением технологической революции, которая затрагивает не только реальный сектор, но и систему управления», — добавил вице-президент ЦСР Владимир Княгинин.
По его словам, перед ЦСР стоит задача систематизировать существующие практики по госзакупкам, проверить их на совместимость с текущей политикой и представить тем, кто принимает решения.
В частности, интересен опыт Воронежской области, которая смогла сэкономить свыше 2,2 млн. рублей на госзакупках, благодаря внедрению сводного плана-графика и составленному рейтингу государственных предприятий наиболее эффективно справляющихся с организацией госзакупок. Благодаря ему выяснилось, что только 180 бюджетных предприятий Воронежской области эффективно осуществляют госзакупки.
Для борьбы с крайне неэффективным расходом бюджетных средств был предпринят ряд мероприятий по централизации закупочного процесса. В условиях более жесткого контроля за рынком в 2016 году удалось увеличить долю конкурентных закупок с 18% до 34%. Сумма сохраненных средств составила 30 млн рублей.
Помимо этого, нужно отметить Калужскую область, где активно внедряется эффективная практика совместных закупок. Суть процедуры проста: заявки от нескольких заказчиков объединяются на основе технических заданий. Затем правительством области устанавливается обоснованная единая начальная цена контракта на идентичные товары и услуги для всех заказчиков и осуществляется их закупка.
Из-за совместных закупок в 2016 году в 7 раз сократилось количество индивидуальных контрактов. Несмотря на кажущуюся простоту практики, благодаря ей в этом же году в области удалось сэкономить 18% от общей суммы госзакупок- 115 млн рублей.
Интересен опыт Ханты-Мансийского автономного округа по расширению доступа социально-ориентированным НКО к бюджетным средствам, выделяемым на обеспечение населения социальными услугами.
За счет привлечения частного сектора в сферу социальных услуг в 2017 году объем уже сэкономленных бюджетных средств превысил 25 млн рублей. Это значит, что «закупать» социальные услуги у бизнеса на 25 млн рублей дешевле, чем у государства. Для того, чтобы повысить привлекательность сферы социальных услуг для частного сектора в 2016 году правительством ХМАО выделено 84,8 млн руб.
Внимание Ярославского областного правительства к сфере государственных закупок позволило сформировать устойчивую контрактную систему, позитивный опыт которой востребован как другими регионами, так и федеральным центром.
В 2016 г. область заняла 1-е место в рейтинге эффективности региональных закупок, который был опубликован Аналитическим центром при Правительстве РФ (годом ранее область занимала 2-е место). Этих показателей удалось достичь кропотливой систематической работой, которая включает в себя проведение регулярных семинаров для малого и среднего бизнеса по правилам госзакупок, внедрение механизма общественного обсуждения для крупных закупок, организацию «Электронного магазина» закупок малого объема.
В области также проводится областной конкурс «Лучший специалист в сфере закупок», направленный на поддержку наиболее талантливых и высокопрофессиональных специалистов.