20 октября вступил в силу новый административный регламент, регулирующий работу инспекторов ГИБДД. Он полностью отменяет все положения предыдущей редакции 2009 года. В МВД поясняют, что новые нормы обеспечат надлежащий уровень защищенности граждан и сведут к минимуму возможные злоупотребления со стороны инспекторов.
В новой редакции регламента автоэксперты и юристы отмечают два спорных момента: теперь инспектор может запретить проводить фото-, видео и аудиосъемку, и может останавливать автомобилистов вне стационарных постов.
Что касается пункта о видеосъемке, то МВД создало юридическую коллизию: с одной стороны, сотрудник ГИБДД по новым правилам может запретить съемку, а с другой стороны, это противоречит закону о полиции и закону о персональных данных. Но, несмотря на то, что сотрудник обязан объяснить запрет на съемку и сослаться на конкретный закон, отсутствие разъяснений по этому пункту со стороны министерства может привести к произволу инспекторов, считают юристы.
Что касается второго спорного вопроса, связанного с тем, что инспектор может останавливать автомобили вне стационарных постов, то такая мера может быть оправдана статистикой ДТП в регионах, где на особо опасных участках дороги или на участках с ограниченной видимостью происходит большое количество ДТП с летальным исходом. Нахождение экипажа ГИБДД в этом районе может снизить опасную ситуацию. Но при этом, по мнению некоторых экспертов, возвращается практика «засад». В то же время в регламенте четко прописано: «Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются».
В новую редакцию регламента не включили норму о том, что сотрудники ГИБДД должны выдавать справки об авариях, которые требуются при последующем обращении в страховые компании. В МВД поясняют, что необходимость оформления справок исчезла, так как все нужные данные для страховых компаний уже содержатся в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении. По мнению ведомства, процедура оформления ДТП, таким образом, будет проходить быстрее и избавит инспекторов от лишней бумажной волокиты. Это не снимает обеспокоенности страховщиков, ждущих разъяснений от МВД, поскольку страховые организации обязаны требовать справку об аварии согласно положению ЦБ РФ №431-П, с которым этот вопрос теперь не согласуется.
Помимо этих нововведений, согласно новому регламенту, водитель обязан отдать свои документы по требованию инспектора без каких-либо вложений – денег, ценных бумаг, иных предметов, в том числе и удерживающих устройств. Сотрудникам ГИБДД запретили проявлять грубость по отношению к водителю, как в виде высказываний дискриминационного характера, так и в виде оскорблений. Еще одно нововведение содержится в ст. 244 нового регламента: согласно этой статье, инспектор будет обязан доставить к оставленному автомобилю водителя, который успешно прошел медицинское освидетельствование.
Насколько эффективен новый административный регламент можно будет судить только с учетом анализа административных правонарушений и статистики дорожно-транспортных происшествий