Как сообщают в Фонде капремонта региона, в условия конкурсной документации внесен пункт об обязательном страховании, предполагающий компенсацию ущерба, причиненного подрядчиком. Кроме того, вводится страхование рисков гражданской ответственности перед третьими лицами на период гарантийного срока. Компании обязаны устранять возникающие проблемы на своих объектах в течение пяти лет.
Такие меры, как считают эксперты проекта «Страхование: Общественная экспертиза» могу привести к росту мошеннических схем на рынке страхования региона. За второе полугодие 2017 года в правоохранительные органы Нижегородской области было направлено 206 заявлений на действия недобросовестных посредников и представителей в сфере страхования, что обеспечило региону шестое место среди субъектов РФ по числу заявлений на страховое мошенничество. Первое место занимает Краснодарский край (508), за ним – Ростовская область (430), на третьем месте расположилась Волгоградская область (313). В число лидеров по числу заявлений также попали Москва (261 заявление) и Челябинская область (216). Об этом сообщает пресс-служба информационного проекта “Страхование: общественная экспертиза”.
За указанный период в Нижегородской области было возбуждено всего 51 уголовное дело на основании фактов, изложенных в заявлениях, то есть лишь четверть от числа заявлений. Часть заявлений все еще находятся в стадии рассмотрения.
“Жители региона подавали жалобы на действия недобросовестных лиц в области как добровольных, так и обязательных видов страхования, – поясняет автоэксперт Сергей Смирнов, – но самой болевой точкой остается, без сомнения, ОСАГО. Нижегородская область неоднократно входила в список так называемых «токсичных» регионов, в которых недобросовестные представители и посредники, выводили с рынка автогражданки миллиарды рублей. Так, в Нижнем Новгороде и Нижегородской области в 2016 году объем выплат по суду равнялся 1,093 млрд. руб., размер страховых выплат составлял 576 млн. руб., а накладных расходов – 517 млн. руб».
По словам Смирнова, недобросовестные посредники используют, как правило, легальные схемы обогащения, однако при этом зачастую не информируют своих клиентов о том, что сами отсуживают у страховых компаний гораздо большие суммы, чем те, что выплачивают клиенту. “Часто люди не смотрят, что подписывают, – говорит Сергей Смирнов, – и в обмен на наличные деньги подписывают генеральные доверенности на представление их интересов в суде, и даже получение выплат в банке сторонними лицами. На практике это означает, что, выплатив клиенту 10, 20, 30 тысяч рублей после ДТП, такие посредники, представители, юридические консультанты идут в суд и отсуживают суммы в разы большие, но страхователь права на них уже не имеет. В последнее время страхователи стали больше разбираться в том, как это работает, что это за представители. Этим и объясняется большое число жалоб в правоохранительные органы. С одной стороны, они говорят о том, что многие пострадали от действий таких недобросовестных представителей, с другой – о том, что юридическая грамотность россиян возрастает, они понимают, как защитить себя”.
Среди других схем, на использование которых третьими лицами подавались жалобы в правоохранительные органы, была продажа поддельных полисов ОСАГО, мошенничество в сфере электронных услуг, завышение суммы ущерба при заявлении страхового случая или его инсценировка, в том числе с использованием данных страхователей, которые об этом не подозревали.
«Для решения вопросов со страховым мошенничеством в регионе в начале 2017 года было принято решение объединить усилия правоохранительных органов, страховых организаций, представителей субъектов Российской Федерации, расположенных в Приволжском федеральном округе. Это взаимодействие позволило значительно снизить напряженность на рынке ОСАГО Нижегородской области», – проясняет заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.