В Год театра Музей истории ГУЛАГа запускает проект «Театральная лаборатория». Молодые режиссеры будут ставить спектакли на основе материалов музея. В постановках будут использоваться письма и дневники, материалы следствия, предметы лагерного быта и видеовоспоминания репрессированных.
Проект «Театральная лаборатория», по замыслу его авторов, позволит развить новые формы взаимодействия театра и музея и через театральные постановки рассказать о трагических событиях нашей истории и воссоздать дух времени. Первые показы запланированы уже в марте. Вход будет свободный для всех желающих.
Номинант на «Золотую маску», драматург и режиссёр Андрей Стадников вместе с актёрами Мастерской Дмитрия Брусникина в своем произведении попытаются осмыслить, что чувствовал человек, переживший лагерь, и как он жил дальше. Постановка будет основана на воспоминаниях репрессированных.
Актёр и режиссёр Мастерской Дмитрия Брусникина Михаил Плутахин проведёт сценический эксперимент в жанре предметного театра с использованием материалов из архива и экспериментального фонда Музея истории ГУЛАГа.
Режиссёр Женя Беркович представит постановку об истории рукописной книги рисунков и двустиший «Метео-чёртик. Труды и дни», созданной заключённой Карлага Ольгой Раницкой для своего сына.
Режиссёр Никита Бетехин подготовит эскиз по выпущенной Музеем истории ГУЛАГа книге Леонида Городина «Одноэтапники» в коллаборации с театральной лабораторией Gogol School при «Гоголь-центре».
У Музея истории ГУЛАГа уже есть успешный опыт постановки спектакля с использованием предметов из собственных фондов.
«В 2018 году совместно с творческим объединением «Таратумб» мы поставили кукольную мистерию «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова. Постановка была удостоена премии «Золотая маска» за лучший кукольный спектакль», – напоминает директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов.
Использование театрального метода в музейной работе необходимо для погружения в эпоху, уверен куратор проекта, известный театральный критик Павел Руднев.
«Наша лаборатория – документальна, она построена на использовании музейных сокровищ, материальных и нематериальных, на актуализации накопленного архива Музея истории ГУЛАГа. Документальное направление в театре нужно сценическому искусству для того, чтобы устранить зазор между реальностью и театральными представлениями о реальности, которые всегда рассинхронизированы. Театральность же нужна музею, чтобы оживить его, дать экспозиции кровь и плоть, реактивную эмоцию», – отмечает куратор проекта.
По замыслу авторов, зрители спектаклей «Театральной лаборатории» будут не просто сторонними наблюдателями, а станут полноправными участниками театрального представления.
«Зритель, наблюдая за тем, как актёры воспроизводят тексты воспоминаний гулаговцев или соизмеряют себя, взаимодействуют с предметами гулаговской жизни, становится как бы частью экспозиции, осязает её уже не только глазами и сознанием, но и всем телом. Я очень благодарен музейщикам за то, что они откликнулись и позволили театральным людям войти на территорию музея. Уверен, что театру необходим контакт с подлинным и болевым», – говорит Павел Руднев.