Старость в радость: что делать с демографическими изменениями в России?

За последние несколько десятков лет на фоне снижения рождаемости и смертности существенно увеличилась численность и доля населения старших возрастов. Государством пожилые люди рассматриваются как «обуза», эксперты же предлагают взглянуть на них как на ресурс.

XXI век во всем мире проходит под знаком изменения возрастной структуры населения. За период с 1989 по 2016 годы в России доля населения в возрасте 60 лет и старше увеличилась на 10%. По прогнозам ООН, к 2050 году доля населения старше 50 лет в стране достигнет 40,5%.

В докладе «Старение как социально-экономический феномен» эксперты Комитета гражданских инициатив проанализировали, как демографическое старение происходит в России.

По мнению авторов доклада, характерными особенностями демографических процессов в России является ярко выраженная волнообразность изменения численности старших возрастных групп, отражающая последствия социальных и экономических потрясений первой половины ХХ века и преобладающая доля женщин в старших поколениях, вызванная мужской сверхсмертностью.

Еще одним фактором, специфичным для России, является то, что до настоящего времени старение населения преимущественно происходило «снизу» – за счет уменьшения рождаемости, а не увеличения ожидаемой продолжительности жизни.

Представления как современных пенсионеров, так и тех, кто выйдет на пенсию в ближайшие 5-15 лет, в значительной степени сформированы под влиянием образцов поведения пенсионеров из западных, наиболее развитых стран: старость представляется как время пожить для себя, попутешествовать. Однако реальность зачастую вступает с этим в противоречие: большинство нынешних пенсионеров жалуются на низкие пенсии, плохую медицину, невостребованность на рынке труда, которые мешают им жить так, как хотелось бы.

Таким образом, усиливается разрыв между запросами пожилых и их представлениями об «идеальной» старости и тем, какую роль отводят пожилым в российском обществе и на что они могут рассчитывать в текущих социально-экономических условиях.

Государством старение населения воспринимается, прежде всего, как угроза стабильности пенсионной системы и систем здравоохранения, тормоз производительности труда и экономического развития, источник системного кризиса социальной политики.

По мнению авторов доклада, необходимо отойти от такой узкой «кризисной» интерпретации старения к восприятию его как комплексного феномена, изменяющего и открывающего новые возможности в сферах потребления, образа и качества жизни, экономической, социальной и политической активности, образования.

В связи с этим в качестве ориентира эксперты КГИ предлагают использовать концепцию активного долголетия. Активное долголетие – это процесс оптимизации возможностей для поддержания здоровья, участия в жизни общества и безопасности в целях обеспечения качества жизни по мере старения населения. Движение в сторону активного долголетия предполагает, с одной стороны, более полное использование потенциала пожилых людей и увеличение их вклада в жизнь общества, а с другой, повышение качества жизни в старости.

Авторы предлагают и конкретные меры по продвижению активного долголетия. В их числе: создание благоприятной среды для продолжения трудовой активности в старшем возрасте, развитие гибких и дистанционных форм занятости, вовлечение пожилых людей в непрерывное образование, поддержка предпринимательской инициативы и самозанятости, поддержка работающих с пожилыми НКО, повышение информированности пожилых о возможностях волонтерства, участия в различных общественных организациях.

В рамках государственной политики пожилые люди должны рассматриваться не как «бремя» или «обуза», а как ресурс, соглашаются с авторами доклада эксперты. «Пожилые россияне сохраняют высокий уровень активности: свыше 70% лиц в возрасте 50 лет и старше вовлечены в какую-либо экономическую или социальную деятельность. Причем занятость в пожилом возрасте редко является препятствием для оказания межпоколенной поддержки. Она наоборот способствует развитию межсемейных отношений и социальных контактов», – говорит заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Как отмечает Юрий Воронин, руководитель аппарата Счетной палаты, найти альтернативу системе социального страхования мы не сможем: в любом случае человек либо сам себя обеспечивает, либо все расходы становятся нагрузкой на бюджет. Таким образом, возникает повышенное внимание к узкоэкономическим аспектам старения и поиску возможностей задержать пожилых на рынке труда, новых каналов финансирования пенсий и медицинских услуг.

 

Полная версия доклада «Старение как социально-экономический феномен» доступна для скачивания на сайте КГИ (pdf).