Вернуть 13% уплаченного НДФЛ предлагается квартиросъемщикам за аренду жилья, если они готовы предоставить договор найма и подтверждение платежей. Для легализации рынка сдачи квартир в аренду, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предлагает ввести социальный налоговый вычет, аналогичный действующим вычетам на покупку жилья, обучение и лечение.
Таким образом, у налоговиков появятся сведения о собственниках, получивших доход со сдачи квартиры и не заплативших налоги. Предполагается, что это станет мощным стимулом для выхода рынка из «тени». Сейчас 90% сделок по аренде находится в «серой зоне».
Помимо этого, российские власти в ближайшие годы планируют выделить деньги на формирование государственного фонда арендной недвижимости. В сентябре 2017 года Агентство ипотечного жилищного кредитования сообщило, что направит 25 млрд рублей на покупку квартир в городах-миллионниках. В будущем АИЖК будет увеличивать расходы на формирование портфеля арендной недвижимости.
К реализации пилотных проектов по финансированию арендного жилья АИЖК приступило еще в 2016 году. Так, агентство выкупило у группы ВТБ и «Интеко» площади в московских комплексах бизнес-класса Match Point и «Лайнер». А в I квартале текущего года агентство приобрело «жилые метры» у компании «Донстрой».
Государство планирует, таким образом, не только вывести рынок из тени, но и изменить модель потребительского поведения, а также повысить конкурентоспособность арендного жилья по сравнению с покупкой собственных квартир. Сейчас, согласно последнему опросу Аналитического центра НАФИ, только 8% граждан снимают жилплощадь. Подавляющее большинство респондентов – 73% заявили, что ни при каких условиях не хотят жить в чужой квартире. В России снимает квартиру, в основном, молодежь (19%), и гораздо реже – пенсионеры (1%). Львиная доля граждан рассматривает арендное жилье только в качестве временного «пристанища».
Удастся ли, введя налоговый вычет и развивая государственный фонд жилья, изменить отношение россиян к съёмным квартирам?
«Потенциальный спрос на съемные квартиры очень велик. Важно, чтобы этот рынок стал «белым и прозрачным». Люди должны понимать, что они в любой момент смогут получить арендное жилье», — считает представитель Гильдии строителей и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль. «Иметь свою собственную квартиру — это не такая уж большая радость. Люди начинают считать деньги и понимают, что в некоторых случаях проще арендовать жилье», – комментирует эксперт.
«За рубежом арендное жилье пользуется несравнимо большей популярностью, – рассказывает аналитик InvestPoint Феликс Песков. – В Германии 16% населения предпочитает съемные квартиры, а в Австрии и Франции около половины граждан. Если вспомнить историю, в дореволюционной России 70% бюджета крупных городов формировали именно налоговые поступления от владельцев доходных домов. Повышение прозрачности этого рынка, появление государства в качестве ключевого игрока и налоговые компенсации повысят интерес к аренде», – считает эксперт.
С другой стороны, есть мнение, что непопулярность съемных квартир связана с нашим менталитетом, а не госрегулированием. В Советском Союзе частной собственности не было, и вдруг государство дало возможность приватизировать жилье. Это сформировало особое отношение россиян к имуществу. «У нас 86% жилья находятся в частной собственности, но она возникла не из покупки, а из приватизации», – комментирует директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, декан факультета экономики недвижимости Елена Иванкина. В результате, уверена она, люди «привязались» к жилью. «Мы работаем, где мы живем, а не наоборот», – констатирует эксперт.
Похожего мнения придерживается директор компании «МИЭЛЬ-Аренда» Мария Жукова. «У нас в России несколько иной менталитет, нам важно закрепиться на одном месте, иметь что-то свое. Кроме этого, в России приобретение жилья – это зачастую инвестиции, способ правильно распорядиться деньгами, да еще и оставить что-то потомкам. Вот и получается, что доля арендаторов, среди решивших наболевший квартирный вопрос положительно, ничтожно мала».
Возможно, именно молодая аудитория станет драйвером роста арендного рынка. К примеру, среди молодежи активно набирают популярность сервисы аренды автомобиля. Люди новой эпохи, как показывает опыт, менее привязаны к собственности. По данным АИЖК, молодые специалисты ценят мобильность и близость к развлекательной и торговой инфраструктуре. Аренда позволяет им выбрать жилье рядом с работой или учебой и быстро вселиться в квартиру, отвечающую современным требованиям. В любом случае «бабушкины квартиры», которые сдают в аренду вместе со старым комодом, постепенно уходят в прошлое, уступая место предложениям в апарт-комплексах.