Россия сильно отстала от мировых экономик по уровню развития “умных городов”

Об этом заявили эксперты Центра стратегических разработок, совет которого возглавляет председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, в своем докладе «Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах».

Россия в части развития умных городов значительно уступает ведущим экономикам, а реализуемые в стране проекты преимущественно связаны с точечной цифровизацией и интеллектуализацией отдельных городских сервисов и инфраструктур. В публикуемых международных рейтингах умных городов Россия, как правило, представлена слабо и не на первых позициях: например, в рейтинге Smart Cities Index от EasyPark за 2017 год фигурируют только Москва и Санкт-Петербург, которые занимают 77 и 88 место, соответственно. Кроме того, российские компании практически не присутствуют на перспективном рынке технологий умного горо­да, который, по некоторым оценкам, достигнет объема в 2,4 трлн долларов США к 2025 году.

Города играют ключевую роль в российской экономике, однако все чаще сталкиваются с вызовами, которые препятствуют их эффективному развитию: высокий уровень износа городских инфраструктур, дефицит бюджетных ресурсов, рост экологического давления, изменение требований к городской среде со стороны граждан и бизнеса ставят перед городскими сообществами принципиально новые задачи.

Большинство вопросов, связанных с преодолением обозначенных проблем, могут быть решены за счет реализации в российских городах концепции Smart City или «умного города». Само понятие «умный город» трактуется ши­роко и по-разному, однако во всех подходах ключевая роль отводится информационно-телекоммуникационным технологиям, которые помогают наиболее эффективно обеспечивать текущие процессы городской жизни благодаря вовлечению граждан, биз­неса и властей. Сегодня, отмечают эксперты ЦСР, можно говорить о переходе к третьему поколению умных городов, в которых интеллектуализация городского развития сопровождается комплексной цифровой трансформацией: в умном цифровом городе управление осуществляется на основе данных («data-driven city»), которые выступают ключевым элементом городской экосистемы и ее отдельных компонентов – умной системы ЖКХ, умной энергетики, умного транспорта, умного здравоохранения и т.д.

В некоторых российских городах уже формируется запрос на переход к комплексным интеллектуальным решениям, а сама реализация концепции умного города начинает восприниматься как элемент более масштабной инициативы по формированию в России цифрового общества и экономики.

Выбор оптимального сценария цифровой трансформации во многом зависит от целей, которые перед собой ставит город, а также от стартовых условий развития цифровых технологий. По мнению авторов доклада, применительно к различным типам российских городов можно выделить три модели цифрового перехода. Первая – децентрализованная, предназначенная для Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников, в которых цифровая трансформация осуществляется при участии большого количества бизнес-игроков и в условиях значительной емкости рынка для внедрения технологий умного города. Вторая – централизованная, для крупных и средних городов, в которых процесс цифрового перехода координируется на уровне органов местного самоуправления, мобилизующих максимальное число доступных ресурсов и вовлекающих в процесс значительное число акторов. И третья – модель локальных действий, для средних и малых городов, в которой из-за недостаточности ресурсов цифровой транс­формации подвергаются отдельные, наиболее проблемные инфраструктурные сектора или сферы городской экономики.

Эксперты отмечают, что для успешной реализации любой из этих моделей потребуется с одной стороны преодолеть целый комплекс существующих барьеров, а с другой – осуществить институциональные изменения, связанные с совершенство­ванием нормативно-правового регулирования и системы управления цифровым переходом на уровне муниципалитетов, а также со становлением специальных финансовых инструментов, обеспе­чивающих ресурсную поддержку реализации проектов умного города, а также механизмов координации перехода к умным цифровым городам на федеральном уровне.

Действием, запускающим процессы интеллектуализации и цифрового перехода в городах, по мнению авторов способна стать реализация пилотных проектов умных цифровых городов в специально выделенных экспериментальных зонах. В качестве таковых могут выступать как отдельные тестовые полигоны по отработке приоритетных цифровых решений (в том числе в формате «живых лабораторий»), так и целые города, особенности управления которыми позволяют тестировать концепцию в масштабе всего поселения (например, ЗАТО).