Минфин РФ опубликовал законопроект о либерализации ОСАГО

 

Минфин РФ опубликовал для публичного обсуждения предлагаемые поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В них министерство предлагает изменить сроки действия полисов ОСАГО, максимальную сумму возмещения ущерба и подход к формированию тарифа. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно поправкам, автовладелец по согласованию со страховой компанией может выбрать иной размер возмещения ущерба по ДТП (сегодня максимальная сумма за вред, причинённый имуществу установлена на уровне 400 тысяч рублей, за вред жизни и здоровья – 500 тысяч рублей): в 1 миллион рублей или в 2 миллиона рублей как за вред здоровью и жизни, так и за ущерб по имуществу.

Также предусматривается увеличение срока страхования на период больше года, но не более 3-х лет, стоимость полиса ОСАГО не должна пересчитываться каждый год и должна быть зафиксирована на момент его покупки. Тарифные коэффициенты для договоров разных сроков должен установить ЦБ РФ. При этом реализация данных новшеств должна осуществляться по обоюдному согласию обеих сторон: «Это не обязанность ни страховой компании, ни гражданина, а право по обоюдному согласию того и другого при наличии продукта, предлагаемого страховой компанией и желания страхователя, заключить договор ОСАГО на сумму, большую чем 400 000 рублей или 500 000  рублей […] Страховые компании начали опасаться, что клиент скажет: «Хочу!». И компания должна продать. Ни в коем случае. Если такой страховой продукт есть, то компания может его предлагать. Если она не хочет его продавать, то не предлагает», – пояснил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев

Для того, чтобы аккуратным водителям можно было получать скидки за аккуратную езду, предполагается возможность по заявлению страхователя использования телематических устройств, которые фиксируют характер вождения автомобилиста.

В законопроекте отмечается, что страховые компании должны иметь право самостоятельно определять подход к тому, как применять базовые ставки тарифа, и устанавливать коэффициенты, которые учитывают характеристики вождения водителя (лихачит ли он на дороге или водит аккуратно, без игры в «шашечки»), наличие штрафов за нарушение ПДД, страховых случаев и пр. Поправки предполагают установление максимального размера стоимости полиса ОСАГО.

Для того, чтобы расчет стоимости полиса был корректным Минфин предложил вести историю вождения для каждого водителя по всем заключенным им договорам ОСАГО и всем транспортным средствам в его управлении. История вождения не будет обнуляться при покупке автомобиля нового автомобиля.

Проект закона устанавливает в качестве базы расчета неустойки и максимального ее размера величину, равную разности между размером подлежащей осуществлению страховой выплаты и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в установленные сроки. Размер финансовой неустойки, выплачиваемой страховщиком при просрочке направления ему мотивированного отказа в страховой выплате, устанавливается в размере 200 рублей за каждый день просрочки, что соответствует установленному в настоящее время размеру (0,05 процента от страховой суммы). При этом максимальный размер финансовой санкции ограничивается на уровне 10 тысяч рублей. Как отмечают чиновники в пояснительной записке, такой размер финансовой санкции соответствует максимальному административному наказанию за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан.

«Предложения Минфина весьма логичны и актуальны. С учетом того, что с каждым месяцем ОСАГО приносит все больше убытков, вопрос об изменении подхода к расчету стоимости полиса автогражданки, очевидно, надо менять. Тариф должен быть справедливым: аккуратные водителя должны платить минимум, а лихачи, провоцирующие и организующие ДТП, должны быть наказаны рублем. Раз в десять превышающим среднюю стоимость полиса ОСАГО сегодня. Это обеспечит нам безопасность на дорогах и доступность полисов ОСАГО. Потому что аккуратные и законопослушные водители не должны страдать из-за мошенников-автоюристов и иных нарушителей», – отмечает Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт.

Павел Самиев, управляющий директор НРА, также отмечает важность предлагаемых нововведений, однако, полагает, что фиксированный тариф на многолетний полис ОСАГО необходимо исключить. «За три года водитель может запросто попасть в аварию, нарушить массу ПДД, а может и наоборот – ездить аккуратно. В любом случае – это потери: для автовладельца – в части скидки за корректное вождение,  в части переплаты за полис (если в расчеты будут заложены усредненные данные по потенциальным авариям и нарушениям ПДД). Для страховщиков – потери в части выплат возмещения по полису, в стоимость которого не заложен аварийный потенциал», – полагает он.