Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил «дорожную карту» по либерализации тарифов ОСАГО, которую направил на рассмотрение в ЦБ РФ. Предложение по изменению системы тарификации предполагает удешевление страховки для большинства автомобилистов, ее подорожание почувствуют только злостные нарушители и провокаторы ДТП.
Страховщики отмечают, что на сегодняшний день тарифы по ОСАГО не сбалансированы, некоторые коэффициенты уже давно не обходимо менять. В частности, речь идет о региональных коэффициентах, которые на части территорий уже давно необходимо снизить. Например, в Москве, Омске или Брянске. А в Иваново – наоборот, повысить. С учетом того, что сейчас регулированием тарифов занимается государство, их изменение занимает определенное количество времени, что не позволяет устанавливать гибкий и справедливый тариф.
В связи с этим были разработаны предложения по либерализации тарифа ОСАГО, которые позволят решить проблему убыточности и сделать такой тариф, чтобы каждый автовладелец платил за свои ошибки, а не за чужие.
«Здесь очень важно понять, что подразумевается под либерализацией тарифов. Это не банальное повышение тарифов. Нет. Это изменение подхода к формированию тарифа. Сейчас он довольно жестко регламентирован: есть определенный набор коэффициентов, которые установлен достаточно давно, в иной экономической ситуации. Тогда эта политика сработала, но сегодня к определению стоимости полиса ОСАГО надо подходить более взвешенно, более индивидуально. К примеру, за 4 аварии и за 10 аварий – одинаковая надбавка (этим пользуются мошенники). В регионах, где невысокий территориальный коэффициент, то есть стоимость полиса меньше, происходят нездорово высокие выплаты. Чаще – из-за мошенников. В некоторых областях с высокими коэффициентами – невысокие выплаты. На дорогах есть водители, которые провоцируют ДТП, не являясь его участником, это я про необоснованное маневрирование. Аккуратный водитель такого будет стараться пропустить, уходя от столкновения, в результате чего может врезаться в другой автомобиль. Вот все это надо учитывать при установлении тарифа», – поясняет Сергей Смирнов, редактор журнала «За рулем».
Предполагается, что либерализация будет поэтапной. На первом этапе предлагается отменить ряд тарифных коэффициентов: территории преимущественного использования транспортного средства, возраста и стажа водителя, ограничения по допуску за руль, мощности авто и использования автомобиля с прицепом. При этом данные коэффициенты будут применяться индивидуально к каждому автовладельцу.
Также предполагается сохранить фиксированные значения КБМ (коэффициента «бонус-малус»), будет введен коэффициент за нарушение ПДД, значения которого установит ЦБ РФ. Также ЦБ РФ установит максимальную величину базовой ставки тарифа, которая может составить 20-30 тысяч рублей.
«Максимальный размер базы – отличное решение, – говорит Сергей Смирнов. – Если страховщик установит прозрачную систему получения базовой ставки, учтет в ней определенный набор условий, это действительно дисциплинирует водителей. Будет очевидно, к чему надо стремиться, чтобы удешевить полис максимально».ъ
Максимальный размер премии должен быть установлен в законе и предположительно будет определяться по формуле: максимальной размер базовой ставки, увеличенный в Х раз.
Банк России будет вправе устанавливать минимальный размер страховой премии по договору ОСАГО для страховых компаний, ранее не работающих по ОСАГО и по результатам мониторинга финансовой устойчивости страховщиков.
Длительность первого этапа должна – ориентировочно с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года, при этом на данном этапе в Федеральный закон № 40-ФЗ не должны вноситься изменения, которые повлекут увеличение ответственности страховщиков по ОСАГО.
На втором этапе предполагается сделать тарифы по ОСАГО полностью свободными от госрегулирования, с установлением на периодической основе нижней границы тарифного коридора на основании данных АИС ОСАГО, отменой верхней границы тарифного коридора и отменой максимального размера страховой премии. Центробанк сможет установить минимальный список обязательных факторов риска, которые страховщики буду обязаны учесть при формировании тарифа.