«Неформальность» формальных институтов

В поликлиниках, больницах, детских садах, школах и вузах россияне ежедневно сталкиваются как с формальными, так и неформальными практиками. Их исследование позволило экспертам сделать ряд интересных наблюдений. В частности, выяснилось, что в ряде случаев россияне готовы «разрешить» людям и давать, и брать взятки.

С целью осветить неоднозначность суждений общества относительно формальных и неформальных отношений в 2017 году Комитетом гражданских инициатив (КГИ) был проведен опрос более чем 1500 респондентов из числа подателей и потребителей государственных услуг в сферах здравоохранения и образования.

Изучались как позитивные неформальные практики – например, «работа с душой» или «индивидуальный подход к клиенту», так и негативные неформальные практики, к которым можно отнести «бытовую» коррупцию в школах и больницах. Особое внимание в исследовании было уделено коррупции как одному из основных видов неформальных отношений в государственных структурах.

Результаты исследования позволили экспертам КГИ выделить ряд проблем взаимодействия формальных и неформальных практик в поликлиниках, больницах, детских садах, школах и вузах. В частности, в сфере неформальных отношений обнаружилась обширнейшая зона, где позиции общества и позиции государства по поводу правомерности определенных неформальных практик могут расходиться. Дозволительное с точки зрения «народной» морали оказывается недопустимым с точки зрения закона и моральных установок государственных институтов.

Этот конфликт отражается в общественном мнении и поведении. Моральные оценки и нормы теряют свою однозначность, становятся относительными и ситуативными. Индивиду приходится выбирать, какими нормами стоит руководствоваться в своем поведении.

Еще один вывод исследователей: развитие новой российской бюрократии, продолжающееся в последние два десятилетия в стране, вовсе не означает, как принято считать, увеличения объема формальных отношений в обществе, «подчинения всего и вся инструкциям, бумажкам». Реальное и вполне продуктивное взаимодействие между россиянами происходит по большей части в сфере неформальных отношений.

Так, несмотря на то, что на данный момент можно говорить об установившейся гегемонии чиновников как предельно формального начала, российская бюрократическая система на самом деле пронизана неформальными отношениями, занимающими в ней доминирующее положение.

Такой парадокс эксперты КГИ объясняют, во-первых, навязыванием этой системы сверху правящими элитами и, во-вторых, процессами урбанизации/модернизации, которые происходят так быстро, что в обществе не успевает измениться характер отношений между его членами с неформального на формальный.

Проведя исследование неформальных отношений, эксперты КГИ обнаружили, что в некоторых случаях россияне готовы «разрешить» людям и давать, и брать взятки.

В отношении политиков, чиновников, бизнесменов «дарение подарков» или предоставление каких-то других материальных благ однозначно воспринимается как коррупция и сурово осуждается обществом.

Но все меняется, если, во-первых, речь идет о «простом человеке»; и, во-вторых, – о крайней, пограничной ситуации, когда решается судьба человека или встают вопросы жизни и смерти. Люди понимают, что в этом случае имеет место взятка, и оценивают ее как зло. Но при этом считают, что за такое использование зла в качестве решения проблемы наказывать нельзя (в т.ч., морально).

Среди образовательных учреждений наиболее высокий «рейтинг» позитивной неформальности («душевности» и индивидуального подхода) получили детские сады. О том, что в садиках «относятся к работе с душой» заявили 72% опрошенных и 59% указали, что там практикуют «индивидуальный подход к клиенту». Школы уже являются более формализованным пространством – 55% сказали про отношение «с душой» и 41% про индивидуальный подход. При этом в отношении садика и школы только по 15% опрошенных считают, что там есть коррупция.

В вузе наличие душевного отношения к работе и индивидуального подхода отмечает еще меньшая доля респондентов (43% и 30% ответов соответственно). Можно сказать, что в системе высшего образования позитивные неформальные практики менее распространены, чем в школах и садиках. А вот уверенность в коррупции выражают 2 раза больше опрошенных (29,8%).

Система здравоохранения предстает еще в более мрачном свете. Так, в отношении поликлиник лишь 25% респондентов говорят о душевном отношении к работе и 24% считают, что там имеет место индивидуальный подход. О коррумпированности поликлиник заявляют 35,9% опрошенных. Больницы находятся в сходном положении – 29% и 28% мнений о «душевности» и «индивидуальном подходе», о наличии коррупции – 40,9%.

Получается, что, по мнению россиян, коррупция в здравоохранении выше, чем в системе образования. При этом внутри самой медицины негативные неформальные практики преобладают над позитивными.

Еще один любопытный тренд – общее представление о наличии коррупции в стране (о чем заявили 54,6% опрошенных) является более негативным и критическим по сравнению с оценками конкретных типов учреждений (максимальный показатель составляет 40,9%).

Резюмируя результаты исследования, эксперты КГИ выделили два пути развития системы формальных/неформальных отношений в России. Первый вариант: дальнейшая экспансия неформальных отношений. Бюрократизация в России повлечет за собой качественное и количественное разрастание паутины неформальных связей, связывающей членов общества в обход формальных связей. Исполнение всеобщих формальных законов будет подчинено неформальным, внутриобщинным законам.

Другое направление развития можно назвать тенденцией «дегуманизации», вложив в данном случае в это слово специфический позитивный смысл. Ее суть заключается в распространении систем, в которых исключена возможность вмешательства человека в определенные этапы работы. В них нет опции – договориться «по-человечески», вступить в неформальные отношения. Например, практика электронной записи в детский сад или в школу устранила ситуации с чистосердечно вручаемыми или сомнительными подарками, знакомствами и прямым подкупом.

Евгений Трофимов