В РСА обозначили три основных вызова на рынке автострахования.
– Внесение поправок в КоАП о штрафах по камерам за отсутствие ОСАГО
Центробанк, МВД и страховые компании активизировали усилия для запуска автоматический фиксации водителей без ОСАГО. Наличие такой системы стало особенно актуально после того, как президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий регистрацию авто без «автогражданки». Нововведение заработает уже с 1 марта 2025 года. В Российском Союзе Автостраховщиков (РСА) опасаются, что без дополнительного контроля некоторые водители откажутся от оформления «автогражданки». Это может привести к тому, что права добросовестных автомобилистов, застраховавших свою ответственность, будут защищены не в полной мере. Именно благодаря системе ОСАГО пострадавшие в ДТП получают страховое возмещение, а не выясняют отношения с виновником аварии.
По словам главы РСА Евгения Уфимцева, «запуск системы фиксации водителей без ОСАГО с помощью дорожных камер возможен в ближайшие 3-4 месяца. Одной из проблем являются поправки в КоАП, которые позволят наказывать водителя не за каждый проезд, а один раз в течение дня. Такие поправки могут принять уже в осеннюю сессию. Это даст возможность запустить механизм до конца года». Евгений Уфимцев подчеркнул, что технические процессы уже отработаны.
Согласно новой норме, штрафовать автомобилистов без ОСАГО будут не чаще одного раза в сутки. То есть даже если водитель в течение дня еще попадет в объектив камер, система не позволит сформировать еще одно постановление. Через 24 часа данные будут обновляться. Напомним, на данный момент размер штрафа за отсутствие у водителя «автогражданки» составляет максимум 800 рублей.
– Снижение доли натурального возмещения по ОСАГО
Доля натурального возмещения в виде ремонта автомобиля по полису ОСАГО сейчас составляет 5-7%. Об этом заявил президент РСА Евгений Уфимцев. «У нас практически упало натуральное возмещение, и практически не ремонтируются автомобили. По-разному можно считать, сейчас это примерно 5-7% относительно общего числа убытков. Ранее доля натурального возмещения доходила у нас до 12%, потом она упала практически до нуля, сейчас вернулась к 5-7%». Эксперт также подчеркнул, что основная проблема – это не сама стоимость запчастей, а увеличение срока их поставок. «Если на станции, куда выдано направление для ремонта автовладельцу, нет в наличии той или иной запчасти, а сроки поставки превышают 30 дней, то этот ремонт не укладывается в отведенные законом об ОСАГО 30 дней для произведения выплаты», — пояснил Евгений Уфимцев.
– Контроль за соблюдением стандартов на страховом рынке
Президент РСА Евгений Уфимцев предложил Центробанку отдать саморегулируемым организациям полномочия по контролю за исполнением стандартов работы на рынке. “Если саморегулируемые организации, на примере нашей, разрабатывают какие-то стандарты, согласовывают с регулятором, отдайте нам полномочия по контролю, проверке и наказанию в случае, если вдруг члены нашего СРО не соблюдают эти стандарты”, – заявил эксперт.
По словам Уфимцева, это поможет избежать двойных проверок, которые не исключены в нынешней ситуации. Глава Российского Союза Автостраховщик привел в пример жалобы на коэффициент бонус-малус (КБМ). Так, подобные заявления рассматривают и в ЦБ, и в РСА. По мнению Уфимцева, страховое сообщество, которое разработало стандарты, должно контролировать их выполнение и наказывать нарушающих участников рынка.