Евгений Уфимцев: по итогам полугодия страховой рынок показывает, что 2023 год оказался годом с траекторией роста

Страховой рынок активно развивается и реагирует на изменения, происходящие в стране. Как рассказал президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, 2023 год – точка роста для страхования. По его словам, ожидаемый объем премий в этом году – более 2,1 триллионов рублей, что на 16% выше итогов прошлого года. Такое заявление было сделано президентом РСА 6 сентября 2023 года на III антикризисном форуме «Будущее страхового рынка».

В рамках мероприятия состоялась презентация исследования страхового рынка от агентства «Эксперт РА» и церемония награждения лидеров рынка по его итогам. В дискуссии о «будущем страхового рынка» приняли участие эксперты страхового сообщества, крупнейшие страховые компании страны, а также представители органов законодательной и исполнительной власти.

Евгений Уфимцев указал на положительную динамику страхового рынка. В том числе отмечается, что в РСА вступают новые страховые компании, которые получают лицензию на ОСАГО. Подобную тенденцию отмечает и председатель комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Анатолий Аксаков. По его словам, страховой рынок может противостоять любым вызовам. Эксперт рассказал, что на данный момент Госдумой РФ принят закон об обязательном страховании пассажиров такси, в результате чего выплаты пострадавшим в ДТП на такси увеличиваются в следующем году более чем в 4 раза – с 400 тысяч рублей до 2 миллионов рублей.

Среди обозначенных Евгением Уфимцевым факторов, которые влияют на динамику страхового рынка во втором полугодии 2023 года, – рост ключевой ставки, волатильность курса иностранных валют и повышенные инфляционные ожидания. Так, летом этого года произошло существенное изменение курса, и оно скажется далее, в особенности на моторном страховании, по причине роста стоимости запасных частей. Об этом рассказал и директор департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Чебесков. Он уточнил, что элемент адаптации к санкционным ограничениям присутствует до сих пор. Например, к вызовам, с которыми столкнулась отрасль, он отнес блокировку активов и невозможность участия в некоторых видах страхования, связанных с международной деятельностью. Однако также отмечается, что на текущий момент острая фаза кризиса пройдена.

Евгений Уфимцев же более подробно рассказал о работе страхового рынка внутри страны. Эксперт выделяет три драйвера, которые двигают страховой рынок – это страхование жизни, медицинское и моторное страхование. Последнему, куда, в частности, входит обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), в силу определенных причин, связанных с повышением стоимости запасных частей, пришлось справляться с рядом трудностей. Однако самое главное, по словам руководителя РСА, заключается в том, что страховое сообщество осознало, что у рынка есть ресурсы, чтобы справиться с вызовами. «По итогам полугодия страховой рынок показывает, что 2023 год оказался годом с траекторией роста. И, что самое важное, – нет сопутствующего такому росту рынка повышение количества жалоб, то есть страховщики работают еще более качественно и в целом с точки зрения клиентского сервиса справились с теми проблемами, с которыми мы столкнулись в 2022 и 2023 году», – подчеркнул Уфимцев.

Среди позитивных тенденций, происходящих на рынке моторного страхования – повышение прозрачности таксомоторных перевозок и обеспечение надлежащей защиты пассажиров. «Кроме того, важным решением был запуск перестраховочного пула ОСАГО в апреля 2022 года, который заменил систему Е-Гарант. Перестраховочный пул повысил доступность страхования для высокорисковых категорий автомобилистов. В случае, если клиент имеет высокий коэффициент «бонус-малус» (КБМ), страховая компания через передачу его договора в перестраховочный пул может закрыть для себя потенциальные убытки»», – рассказал Евгений Уфимцев.

Менять подходы работы страховщикам поможет принятие закона о краткосрочных полисах ОСАГО. По мнению Евгения Уфимцева, возможность заключать короткие полисы – от 1 дня до 3 месяцев и в других видах страхования, откроет большой сегмент решений, опирающихся на мобильные приложения, сервисы подписок и работу с клиентами.

«Молодежь привыкла к коротким сообщениям и видеороликам, длинные форматы для них менее актуальны. То же самое происходит в сфере страхования. Драйвер для молодого поколения – работа с короткими сиюминутными задачами, такими как страхование поездки на самокате. В этом заключается актуальность коротких полисов. И, возможно, это будет одной из главных тенденций для страхового рынка. Страховка не на один год, а страховка на сейчас. Страховка на конкретную проблему, которая есть у молодого человека», – заключил Евгений Уфимцев.