Как изменился спрос на различные туристические направления
Традиционно туристическим сезоном называют период с мая по сентябрь. Длительность отдыха варьируется в зависимости от категорий туристов. Пенсионеры и семейные пары обычно проводят на море 3 недели, молодежь может приехать отдохнуть на период от нескольких дней до недели. Средняя продолжительность туристического пребывания составляет 2 недели.
Наталья Зайцева, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова, отмечает, что популярными местами внутреннего туризма по-прежнему остаются курорты Краснодарского края и Крым.
“На конец августа Крым посетило уже 5 млн туристов, большинство из которых — россияне. Это на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Высокий спрос на поездки в Крым связан с открытием нового моста, который особенно актуален для тех, кто прибывает на полуостров на своих машинах или бюджетными автобусными турами. В 2017 году у россиян отмечалось небольшое снижение спроса на отдых в Крыму, — на 3% по сравнению с уровнем 2016 года. Причиной этому послужили открытие Турции и относительно холодное начало пляжного сезона. Однако в этом году ожидается, что Крым посетит 6 млн туристов.”
Стоит также отметить стабильный рост количества туристов, посещающих Карачаево-Черкессию, — примерно на 200 тыс. человек ежегодно: в 2016 году там побывал 1 млн человек, в 2017 году — 1,2 млн, а в 2018 году количество туристов может достичь 1,4 млн человек.
Организованный туризм (покупка туров через турфирмы) по внутренним направлениям составляет примерно 25%. При этом за последний год отмечается рост продаж турфирмами пакетных туров в основном за счет повышения спроса на бюджетные туры, например, автобусом к морю.
Международный туризм. Очень высоким в 2018 году был спрос на отдых в Турции, несмотря на рост курса валюты. Многие россияне стали возвращаться к привычному отдыху по системе all inclusive с хорошо организованной анимацией, что особенно важно в сегменте детского туризма, альтернативы которому так и не нашлось на отечественных курортах. За семь месяцев текущего года Турцию посетило 3,3 млн наших соотечественников, что на 30% больше, чем за этот же период в прошлом году.
Доля организованного туризма в зарубежных странах составляет примерно 30–40% в зависимости от направления поездки. Наиболее популярным направлением организованных туров является Турция, однако и там отмечается рост количества самостоятельных поездок, особенно в Стамбул.
Популярным направлением самостоятельного туризма является Европа, причем многие россияне едут либо на собственном автомобиле, либо прилетают самолетом, а затем арендуют машину, что дает возможность посетить за короткий период несколько стран. Этому способствует развитие систем интернет-бронирования гостиниц, автомобилей, такси и других услуг.
Среди других активно растущих рынков выездного туризма можно отметить рост турпотока из России в Дубай (ОАЭ). На данный момент он остается сравнительно небольшим (405 тысяч человек за 6 месяцев 2018 года), но при этом быстро растет: по итогам 2017 года количество туристов увеличилось на 120%, по итогам 6 месяцев 2018 года — уже на 74%. При этом доля туристов, самостоятельно организующих свое путешествие в ОАЭ, больше, чем тех, кто обращается к услугам турфирм.
Пора вернуть доверие. Рост курса валют привел к тому, что возросла популярность отечественных курортов. Так, по данным исследовательского холдинга «Ромир», всего 9% россиян планируют отдых за рубежом, в то время как в 2014 году это значение достигало 34%.
Еще одним фактором, повлиявшим на сокращение доли выездного туризма, стало возросшее недоверие россиян к турфирмам на фоне банкротства некоторых из них, например, компаний «Натали Турс» и «Данко», проработавших в сфере выездного, въездного и внутреннего туризма 26 и 20 лет соответственно.
Кроме того, на рынке продолжают существовать фирмы, представляющие собой агентские сети, продающие путевки по более низким ценам, чем туроператоры. Одна из таких компаний, Polar Tour, была еще два года назад исключена из Единого федерального реестра туроператоров, однако продолжала заниматься посреднической деятельностью, а 14 июня 2018 года разместила объявление о своей несостоятельности. Следствием этого стал испорченный отдых многих россиян, не проверивших информацию о компании в Едином федеральном реестре туроператоров и потому не имеющих права на получение компенсации из фонда ассоциации «Турпомощь».
“Можно предположить, что из-за развития сервисов интернет-бронирования будет расти количество поездок, организуемых туристами самостоятельно, как по внутреннему, так и по выездному туризму. Вместе с тем доля россиян, не желающих отказываться от посреднических услуг турфирм, все равно останется достаточно высокой, особенно по тем направлениям, по которым организуются чартерные перевозки”, – заключает эксперт