Диплом за стартап: как помочь студенту стать бизнесменом

Минобрнауки России намерено внедрить идею зачета студенческих стартапов вместо выпускных квалификационных и дипломных работ. Разбираем плюсы и минусы этой системы.

В 2017 году председатель Правительства России Дмитрий Медведев дал поручение Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность учета в качестве выпускных квалификационных работ студенческие стартапы.

У них и у нас. Страны, где развитию предпринимательства уделяется большое внимание, имеют обширный опыт зачета стартапов в качестве выпускных работ в вузах. Подобные примеры есть в университетах США, Великобритании, Германии, стран Бенилюкса.

Сама идея предпринимательского университета в значительной степени основана на том, что учебное заведение является «инкубатором» для бизнесов своих студентов и сотрудников. Эта идея очень популярна в программах MBA, в том числе и в российских вузах, куда поступает много предпринимателей. Именно на основе своего бизнеса они разрабатывают конкретный проект по его развитию.

В России в некоторых вузах также применяется этот подход, поскольку формального запрета на такую форму диплома нет, но и типовые методические рекомендации пока отсутствуют, и каждый вуз разрабатывает их самостоятельно. Интересные подходы продемонстрировали Дальневосточный федеральный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Астраханский государственный технический университет и другие вузы.

В РЭУ им. Г.В. Плеханова по некоторым направлениям также принимают стартап в качестве дипломной работы. Подобная практика применялась в РЭУ с момента основания университета более ста лет назад. Она возобновилась в 1990-е годы, когда начали появляться образовательные программы, готовившие предпринимателей для рыночной экономики. Наибольшего развития в РЭУ эта практика получила с открытием специализированного факультета бизнеса «Капитаны». Образовательная программа этого факультета предусматривает создание студентами собственного бизнеса уже в процессе обучения.

В числе успешных проектов выпускников РЭУ им. Г.В. Плеханова: детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, детский фэнтези-лагерь и антикафе. Полностью заменить собой иные виды выпускных квалификационных работ такой подход, конечно, не сможет, но как один из вариантов выполнения работы и ее защиты он имеет полное право на существование.

Не дипломом единым. Стартапы, как правило, создаются командой, причем в нее могут входить не только студенты, но и преподаватели, сотрудники вуза, а также внешние участники. Выпускные квалификационные работы, посвященные развитию собственного бизнеса, логичнее защищать в команде, хотя не всеми локальными нормативными актами это пока предусмотрено.

Также вполне возможно, что из всей команды только один студент из потока занимается конкретным бизнесом, а его партнеры либо не являются студентами этого же вуза, либо учатся на других курсах, либо не могут ни при каких обстоятельствах зачесть стартап как итог их обучения, потому что получаемая специальность не соответствует специфике работы стартапа. В таком случае на защиту студент выходит один, хотя и представляет результат труда команды. Ему предстоит четко объяснить, в чем заключается его роль в этом проекте.

На защите присутствуют действующие или потенциальные инвесторы и иногда бизнес-партнеры. Сами преподаватели таких программ, входящие в состав комиссии, часто являются владельцами своего бизнеса. При этом роль научного руководителя не особенно меняется — он по-прежнему осуществляет методическое руководство, хотя его природа иная: ближе к бизнес-консалтингу, чем собственно научному руководству.

Теория и практика. Теоретическая часть в любом случае присутствует в работе, поскольку в некотором смысле планы деятельности предприятия (маркетинговый, финансовый, производственный и т.п.) содержат определенные предпосылки, предположения, методики расчетов, и составить их без обоснования подходов к разработке и планированию не получится.

У тех, кто обучается по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», не возникает проблем с совокупным ожидаемым результатом освоения образовательной программы, то есть с полученными компетенциями. В результате освоения программы бакалавриата, специалитета или магистратуры у выпускника должны быть сформированы определенные компетенции, предусмотренные соответствующим образовательным стандартом, например, общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Если по первому разделу в различных стандартах требования совпадают, то общепрофессиональные и профессиональные компетенции существенно различаются для разных стандартов. Возможно, для полноценного зачета студенческого стартапа понадобится разработка отдельных компетенций по (технологическому) предпринимательству, которые должен продемонстрировать выпускник именно технологических специальностей.

Кроме того, пока нет четкого определения студенческого стартапа. Идет ли речь о количестве студентов, вовлеченных в проект, или о финансовых показателях, или о вопросах учредительства и правообладания?

Если руководствоваться имеющимися документами, то ближе всего к этому понятию стоит малое инновационное предприятие (МИП), созданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности”. Однако в основе такого МИП должен быть какой-то результат интеллектуальной деятельности (РИД), создание и оформление прав на который не входит формально в структуру основной образовательной программы. Так что вузам придется провести некоторую работу, чтобы устранить пробелы в локальных нормативных документах.

Зачем это нужно? Студенты, представившие работающий стартап в качестве выпускной квалификационной работы, не имеют существенного преимущества, поскольку далеко не всем работодателям нужны предпринимательские навыки сотрудников. Есть специфические направления — технологическое предпринимательство, прежде всего, в IT-сфере, конверсия ОПК, социальное предпринимательство, в которых такие навыки востребованы. Но большинству работодателей все-таки нужны рабочие руки и головы, а не те, кто способен самостоятельно развивать бизнес. Такие люди, как правило, все-таки идут в предпринимательство, пусть и не собственником бизнеса, но одним из партнеров.

В то же время развитие студенческого предпринимательства, особенно инновационного, необходимо самим вузам, которым без механизмов трансфера технологий сложно конкурировать в мировых рейтингах. Известны примеры того, как создание стартап-компаний становилось доходным механизмом коммерциализации технологий: например, капитализация портфеля стартапов в бельгийском Университете Левена, где одним из первых в Европе открылся офис трансфера технологий, составляет сегодня более 500 млн евро.

Стать единственной формой выпускной квалификационной работы стартап не сможет по объективным причинам: далеко не все студенты по окончании обучения сразу становятся предпринимателями (как правило, от 2 до 5% в течение года после выпуска).

Дмитрий Штыхно, проректор по развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова