Независимое исследовательское агентство Magram Market Research выяснило, что большая часть россиян пристрастилось к курению из желания расслабиться или снять стресс, а также из любопытства.
По данным опроса, проводившегося в августе в городах России с численностью более 500 тыс человек, основными мотивами начала курения стали потребность соответствовать социальной среде (63%), стремление к самовыражению (41%), эмоциональные мотивы (34%) и любопытство (32%).
Среди других причин, мотивирующих к началу курения, участники опроса (также все возрастные группы) назвали «от безделья» – 16%, рекламу и продвижение – 8%, желание похудеть – 2%.
В целом, войдя в привычку, сигарета помогает успокоиться и снять напряжение 69% курильщиков, позволяет расслабиться – 61%, доставляет удовольствие – 55%, помогает скрасить ожидание – 64%.
Выяснилось также, 77% опрошенных отметили, что выкуривают больше сигарет, когда употребляют алкоголь.
В связи с этим, исследовательский центр Magram MR решил выяснить, насколько эффективны меры антитабачной кампании, способны ли они побороть силу привычки.
Так, к числу наиболее эффективных мер курящая часть населения назвала повышение акцизов, ведущее, соответственно, к увеличению цены на сигареты. Этот шаг со стороны государства заставил задуматься о вреде курения и снизить его интенсивность почти треть россиян (33%).
А вот отталкивающие рисунки на пачках сигарет практически никак не повлияли на желание задуматься о вреде курения или сократить его интенсивность. По мнению 87% курильщиков, эта мера не способствуют отказу от вредной привычки.
83% респондентов также сообщили, что на интенсивность их курения и решение бросить эту привычку никак не повлияли ограничение на показ сцен с сигаретами в кинофильмах, 78% отметили в этом контексте продажу сигарет в закрытых витринах, 77% и 60% – запрет рекламы сигарет и курение в общественных местах соответственно.
К вновь предлагаемым мерам антитабачной кампании население также относится скептически. Большинство опрошенных отрицательно воспринимают идею введения обезличенной пачки сигарет, по мнению 43% респондентов, ввод такой меры создаст дополнительное неудобство при покупке, 27% полагает, что она ущемляет права курильщиков.
Наиболее вероятными последствиями ввода обезличенной упаковки курильщики называют рост контрафактной продукции (78%) и контрабанды из соседних стран (61%), а также в целом снижение качества сигарет (57%).
«Курение – само по себе сильная привязанность и привычка, которые формируются годами в силу социальных и психологических причин, – говорит Мария Белькович, Руководитель группы департамента количественных исследований независимого агентства Magram Market Research. – Поэтому привлечь на свою сторону курящую часть населения государству удастся при реализации комплекса мер, направленных на борьбу с курением, лежащих не только в области регулирования, но и создания условий для ведения здорового образа жизни, способствующих сокращению числа начинающих курильщиков и желанию курильщиков со стажем отказаться от вредной привычки».