Российские разработчики и производители беспилотных авиационных систем и их комплектующих получат доступ к различным мерам государственной поддержки. Соответствующий закон подписал президент Владимир Путин.
Среди предусмотренных законом мер – не только финансирование, но и консультационная поддержка, содействие выходу на внешние рынки и доступу к инновациям. В соответствии с законом предполагается создать единый реестр организаций, занимающихся разработкой и производством беспилотных авиационных систем и их комплектующих. Эти организации и смогут рассчитывать на господдержку. Формировать и вести реестр будет минпромторг.
Для отечественной промышленности разработка и производство беспилотных летательных аппаратов – дело совсем не новое. Многие годы беспилотники различного класса демонстрировали на авиасалонах МАКС. Лидировала группа компаний “Кронштадт”, у нее на авиасалоне в Жуковском был даже отдельный павильон, целиком посвященный этому виду техники. Это были в основном дроны гражданского или двойного назначения.
Дроны в интересах минобороны разрабатывал концерн “Калашников”. Его подразделение ZALA Aero Group спроектировало и запустило в производство целую серию боевых и разведывательных беспилотников, среди которых наибольшую известность получил барражирующий “Ланцет”.
Вскоре после начала специальной военной операции стала очевидна огромная роль беспилотных летательных аппаратов в условиях боевых действий. Оказалось, что прекрасно воюют не только сложные аппараты, созданные крупными конструкторскими коллективами и выпускаемые серийно, но и достаточно простые. Яркий пример – FPV-дроны, буквально заполонившие небо на линии боевого соприкосновения. Все это привело к тому, что начался бум в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов. Их стали создавать различные энтузиасты в огромном количестве, работавшие чуть ли не в гаражных мастерских. И, надо сказать, что нередко такие беспилотники показывали в боевых условиях неплохие результаты.
Важным моментом, стимулировавшим рост производства в рамках так называемого народного ВПК, стало то, что противник смог адаптироваться к многим угрозам. Потребовалось принимать какие-то новые решения, порой даже перезапускать производство.
В условиях крупных предприятий, которые обязаны соблюдать многочисленные регламенты, технические условия и постоянно вести согласование сопровождающих документов, оперативно перестраиваться оказалось сложно. А вот небольшие предприятия в этом смысле оказались в выигрышной ситуации. Они чутко реагировали на новые вызовы и показывали высокую динамику как обновления конструкторской документации, так и производственного процесса, включая внедрение новых технологий.
Однако проектирование и выпуск даже не очень сложных дронов – дело затратное. Естественно, многочисленные создатели беспилотных летательных аппаратов стали обращаться в различные властные и финансовые структуры за поддержкой. И возник закономерный вопрос: кто в первую очередь достоин господдержки, в каком качестве и каком объеме?
И еще надо принимать во внимание, что наряду с беспилотными авиационными системами военного назначения продолжается и даже наращивается выпуск гражданской продукции. Мирные беспилотники уже работают в отдаленных районах страны. Без них никак не обойтись при освоении Крайнего Севера. В господдержке подобных беспилотных систем есть свои особенности. Их тоже надо учитывать.