ОСАГО может подешеветь: РСА подготовил «дорожную карту» по либерализации тарифов

Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил «дорожную карту» по либерализации тарифов ОСАГО, которую направил на рассмотрение в ЦБ РФ. Предложение по изменению системы тарификации предполагает удешевление страховки для большинства автомобилистов, ее подорожание почувствуют только злостные нарушители и провокаторы ДТП.

Страховщики отмечают, что на сегодняшний день тарифы по ОСАГО не сбалансированы, некоторые коэффициенты уже давно не обходимо менять. В частности, речь идет о региональных коэффициентах, которые на части территорий уже давно необходимо снизить. Например, в Москве, Омске или Брянске. А в Иваново – наоборот, повысить. С учетом того, что сейчас регулированием тарифов занимается государство, их изменение занимает определенное количество времени, что не позволяет устанавливать гибкий и справедливый тариф.

В связи с этим были разработаны предложения по либерализации тарифа ОСАГО, которые позволят решить проблему убыточности и сделать такой тариф, чтобы каждый автовладелец платил за свои ошибки, а не за чужие.

«Здесь очень важно понять, что подразумевается под либерализацией тарифов. Это не банальное повышение тарифов. Нет. Это изменение подхода к формированию тарифа. Сейчас он довольно жестко регламентирован: есть определенный набор коэффициентов, которые установлен достаточно давно, в иной экономической ситуации. Тогда эта политика сработала, но сегодня к определению стоимости полиса ОСАГО надо подходить более взвешенно, более индивидуально. К примеру, за 4 аварии и за 10 аварий — одинаковая надбавка (этим пользуются мошенники). В регионах, где невысокий территориальный коэффициент, то есть стоимость полиса меньше, происходят нездорово высокие выплаты. Чаще – из-за мошенников. В некоторых областях с высокими коэффициентами – невысокие выплаты. На дорогах есть водители, которые провоцируют ДТП, не являясь его участником, это я про необоснованное маневрирование. Аккуратный водитель такого будет стараться пропустить, уходя от столкновения, в результате чего может врезаться в другой автомобиль. Вот все это надо учитывать при установлении тарифа», — поясняет Сергей Смирнов, редактор журнала «За рулем».

Предполагается, что либерализация будет поэтапной. На первом этапе предлагается отменить ряд тарифных коэффициентов: территории преимущественного использования транспортного средства, возраста и стажа водителя, ограничения по допуску за руль, мощности авто и использования автомобиля с прицепом. При этом данные коэффициенты будут применяться индивидуально к каждому автовладельцу.

Также предполагается сохранить фиксированные значения КБМ (коэффициента «бонус-малус»), будет введен коэффициент за нарушение ПДД, значения которого установит ЦБ РФ. Также ЦБ РФ установит максимальную величину базовой ставки тарифа, которая может составить 20-30 тысяч рублей.

«Максимальный размер базы – отличное решение, — говорит Сергей Смирнов. – Если страховщик установит прозрачную систему получения базовой ставки, учтет в ней определенный набор условий, это действительно дисциплинирует водителей. Будет очевидно, к чему надо стремиться, чтобы удешевить полис максимально».ъ

Максимальный размер премии должен быть установлен в законе и предположительно будет определяться по формуле: максимальной размер базовой ставки, увеличенный в Х раз.

Банк России будет вправе устанавливать минимальный размер страховой премии по договору ОСАГО для страховых компаний, ранее не работающих по ОСАГО и по результатам мониторинга финансовой устойчивости страховщиков.

Длительность первого этапа должна — ориентировочно с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года, при этом на данном этапе в Федеральный закон № 40-ФЗ не должны вноситься изменения, которые повлекут увеличение ответственности страховщиков по ОСАГО.

На втором этапе предполагается сделать тарифы по ОСАГО полностью свободными от госрегулирования, с установлением на периодической основе нижней границы тарифного коридора на основании данных АИС ОСАГО, отменой верхней границы тарифного коридора и отменой максимального размера страховой премии. Центробанк сможет установить минимальный список обязательных факторов риска, которые страховщики буду обязаны учесть при формировании тарифа.

 

 

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKShare on Google+