Уровень доверия к европротоколу растет

МВД России поддержало предложение об оформлении аварий без участия сотрудников полиции во всех дорожно-транспортных происшествиях без пострадавших. Ведомство выступает за расширение применения европротокола.

Практика применения европротокола существует во многих странах уже давно. Сама идея самостоятельного оформления аварий возникла в Европе в 1950-х годах. С 1980-х годов система начала распространяться за пределы Европы. В 2009 году возможность оформить аварию для получения страховой выплаты по ОСАГО без участия сотрудников ГИБДД появилась и в России.

«Госавтоинспекция заинтересована в развитии института европротокола, поскольку самостоятельное оформление ДТП участниками дорожного движения будет способствовать уменьшению нагрузки на сотрудников службы. Это позволит им сосредоточиться на исполнении служебных обязанностей, связанных с профилактикой, выявлением и пресечением правонарушений в области дорожной безопасности», – цитирует ТАСС сообщение МВД.

Сегодня процедура стала уже вполне привычной для автомобилистов. Это подтверждает статистика Российского союза автостраховщиков. Доля водителей, обратившихся с заявлением о выплате при оформлении ДТП по европротоколу, выросла в 2017 году до 33%. Общая сумма выплат по процедуре европротокола за прошлый год составила 11,5 млрд рублей, что на 21,8% больше по отношению к 2016 году в целом (9,44 млрд рублей). Лимит выплат по европротоколу сейчас составляет 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года вступит в силу закон об увеличении лимита до 100 тысяч рублей.

«Уровень доверия автомобилистов к европротоколу растет, – говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Водители все чаще обращаются к этой процедуре и на собственном опыте убеждаются, что она быстрая и несложная. В большинстве случаев намного проще оформить аварию самостоятельно по европротоколу, не теряя времени и не создавая заторов на дороге: например, когда кто-то кого-то «догнал». В таких заурядных случаях нет смысла отрицать свою вину и ждать ГИБДД».

Грядущее с 1 июня увеличение лимита выплат снизит риск для попавших в ДТП водителей недооценить свои повреждения. Хотя и сейчас в подавляющем большинстве случаев ремонт автомобиля укладывается в указанные лимиты. Если же сумма ущерба больше, то потерпевший получит 100 тысяч рублей от страховой компании по полису, а остальное будет взыскано с виновника, если нет договора страхования автокаско. Поскольку за возмещением ущерба автомобилист обращается в свою страховую компанию, она заинтересована в положительном исходе, чтобы на следующий год страхователь обратился за услугой автострахования к ним же.

«Еще одним аргументом становится то, что в вопросе возмещения ущерба, по сути, пострадавший не зависит от виновника ДТП. После того, как извещение полностью заполнено и в нем проставлены подписи обоих участников, каждый участник ДТП передает экземпляр извещения в свою страховую компанию. Если виновник аварии этого не сделает в 5-дневный срок, ущерб будет урегулирован все равно – по данным пострадавшего. И с виновника ущерб так или иначе будет взыскан – в регрессном порядке, это норма закона об ОСАГО», – отмечает Дмитрий Журавлев.

Сегодня уже многие автомобилисты знают, как самостоятельно оформить ДТП и получить выплату по ОСАГО и не опасаются, что при этом им будет отказано в возмещении ущерба. Бланк несложный для заполнения, а вносимая информация – это данные, которые сейчас практически каждый человек заполняет при оформлении договоров, кредитов и пр.

Для тех, кто все же сомневается в своих силах, МВД разместило на своем сайте «Правила оформления ДТП». Там подробно объясняется, как оформить происшествие по европротоколу. Кроме того, на странице можно скачать простую схему, которая поможет оформить аварию в отсутствие интернета.