Рынок автокредитования: радужные перспективы или гонки на выживание?

Российский рынок автокредитования в последние два года уверенно растет. Эксперт РЭУ им. Г.В.Плеханова Елена Воронкова попыталась разобраться, что на самом деле скрывается за рекордными цифрами – настройка отечественной экономики или рискованная тенденция.

Восстановление отечественного рынка автокредитования во многом является следствием мер господдержки автомобильной промышленности. Положительный тренд автокредитования особенно значим с учетом мультипликативного эффекта, который проявляется в автопроме и смежных отраслях через стимулирование спроса на машины.

Что имеем. В 2018 году россияне приобрели в кредит более половины купленных автомобилей. Объем автокредитования за 10 месяцев 2018 года превысил показатели аналогичного периода предыдущего года как по стоимости, так и по темпам роста. Сумма выданных в январе — октябре 2018 года автокредитов увеличилась на 23% и составила 485 трлн рублей по сравнению с 393 трлн рублей. За 2017 год сумма автокредитов выросла по сравнению с предыдущим годом почти на 18%.

Почему растет. Росту автокредитования способствовал комплекс факторов как универсального характера, так и непосредственно связанных с деятельностью банков. В целом спрос на автокредиты во многом определялся негативными инфляционными ожиданиями. Автомобили за последние четыре года подорожали на треть. Наиболее очевидное влияние на их стоимость только в 2018 году оказали индексация ставок утилизационного налога, колебания курса рубля, решения Банка России по ключевой ставке, снижение реальных располагаемых доходов населения, грядущее повышение НДС, а также негативный эффект пенсионной реформы.

Стимулом развития автокредитования, несомненно, явилось внедрение системы льготного кредитования при покупке произведенных в России автомобилей определенной категории. Производители и автодилеры на фоне снижения господдержки пытались мотивировать покупателей через собственные программы финансовой поддержки. Привлекательность автокредитования во многом объясняется и тем, что процентные ставки по автокредитам примерно вдвое ниже, чем средние ставки по другим видам ссуд для физических лиц. При этом банки постепенно упрощают условия кредитования, исключая, например, требования обеспеченности и страхования каско, снижается общая стоимость ссуды и т.п. Перспективы удорожания автомобилей и выгодные предложения активизировали отложенный спрос в этой сфере и обусловили его рост.

Чего же ждать? За внешним благополучием в сфере автокредитования скрывается немало проблем, которые не позволяют дать однозначные оценки последствий его бурного развития.

Несмотря на то, что рост автокредитов наблюдается практически во всех регионах, очевидно, что из-за неравномерности распределения доходов по стране степень их концентрации остается очень высокой. Почти 30% отечественных автокредитов приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Для этих же регионов характерны максимальные суммы кредитов. Дальнейшее развитие автокредитования за счет регионов маловероятно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. На большинстве территорий банки работают не так охотно, как в центре, из-за низких и волатильных доходов населения. То есть перспективы автокредитования напрямую зависят от регионального развития.

Либерализация автокредитования по стоимости и условиям приводит к увеличению просроченных платежей по автокредитам. В 2017 году число просроченных автокредитов (на срок более 90 дней) выросло на 21%. Доля таких кредитов составила 22%. Это объясняется снижением качества заемщиков за счет смещения автокредитов в бюджетный сегмент и упрощением условий кредитования (главным образом, некрупными банками).

Плохие. По нашим расчетам, уже сегодня с учетом среднего размера и срока предоставления автокредита ежемесячный платеж составляет примерно 30% среднего располагаемого реального дохода россиянина. Рост ключевой ставки ЦБ может сделать автокредит дороже и в условиях устойчивого падения реальных доходов населения привести к изменению модели поведения потенциального заемщика — заставит его быть осторожнее в расходах. Низкий уровень доходов становится причиной повышения риска невозврата и наращивания плохих долгов банками. Кредитные учреждения, отказываясь принимать повышенные кредитные риски, будут ограничивать предложение автокредитов.

Будущие сценарии развития автокредитования в России совершенно определенно зависят от социальной и финансовой стабильности в стране и требуют серьезного контроля деятельности банков в этой сфере.

Елена Воронкова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова

По материалам РЭУ Аналитика