Разделяй и покупай: новые правила продажи молока

С 1 июля этого года молоко и молочные продукты без содержания заменителей молочного жира должны стоять на прилавках отдельно от другой продукции и обозначаться соответствующим образом. Постановление об этом, уточняющее правила розничной торговли, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев 29 января.

Что меняется

Подписанным главой правительства постановлением вносятся изменения в Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства от 19 января 1998 года №55).

Согласно новым правилам, в торговом зале или ином месте продажи размещение молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

Чтобы у ретейлеров было время на подготовку, новые правила начнут действовать не сразу,  а с 1 июля 2019 года.

Зачем это

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, изменения нужны для того, чтобы покупатель знал, что он приобретает, поскольку в последнее время в отечественной промышленности активно используются растительные жиры.

«Эта технология имеет свои положительные стороны — позволяет снизить себестоимость, увеличить срок хранения, но не всегда об этом пишется на упаковке. И не все граждане хотят такие продукты покупать», — отметил Медведев.

В правительстве надеются, что новые требования будут полезны малым и средним предприятиям, которые занимаются производством молока. Им не так просто наладить сбыт своей продукции из-за конкуренции с крупными производителями, особенно если они поставляют натуральное молоко и молочные продукты с коротким сроком реализации. Теперь производители, работающим без заменителя молочного жира, смогут привлечь внимание потребителей. По крайней мере, так считают авторы документа.

Что такое молоко

К категории «молоко и молочные продукты» относятся жидкая цельномолочная и кисломолочная продукция, сливки, сыры и творог, сливочное масло, сухое молоко (обезжиренное и цельное), сухой молочный жир, сыворотку, сгущенные молочные продукты, молочно-белковые концентраты, мороженое. Кефир, простокваша, ацидофилин, йогурт, тан, айран, кумыс, пахта, ряженка, варенец и сметана относятся к кисломочным продуктам.

Что думают эксперты

Новые правила продажи предписывают отдельно размещать на полках магазинов молочные продукты и продукты, содержащие заменители молочных жиров. Это не только позволит покупателям визуально отличать одни товары от других, но и поможет сделать более разумный выбор, считает доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В.Плеханова Мария Долгова.

«Молочные продукты стоят дороже молокосодержащих и дополнительная информация о составе продукта позволяет покупателям понять, за что именно они платят, приобретая тот или иной продукт. Более высокие цены молочных продуктов будут меньше раздражать потребителей», – отмечает эксперт.

Однако побороть фальсификат и некачественную продукцию новые правила, по мнению Марии Долговой, не помогут.

«Нарушения в рецептуре крайне трудно выявить вне лаборатории, а на упаковке товара недобросовестный изготовитель может указать все необходимые ингредиенты. Для вытеснения с полок фальсифицированных и вредных «молочных» товаров необходимо либо установить регулируемые низкие цены на качественную молочную продукцию (предусмотрев механизмы поддержки добросовестных производителей), чтобы лишить экономической выгоды недобросовестных производителей, или чрезмерно высокие штрафы, уплата которых нанесет ощутимый ущерб нарушителю», – резюмирует Мария Долгова.

Документ: Постановление от 28 января 2019 г. No 50 «О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров» (pdf)