Ориентация на пациента

Страховые компании в системе ОМС стали работать более эффективно, но останавливаться на достигнутом нельзя, считают и в пациентском, и в медицинском сообществе. Следующим шагом в защите прав пациента может стать открытие в медучреждениях терминалов прямой связи со страховым представителем.

В минувшую среду в Сочи на форуме «Здоровое общество. На пути к цели 80+» эксперты обсудили роль страховой медицины в формировании пациеноориентированной модели отечественного здравоохранения.

Созданный три года назад институт страховых представителей позволил перейти на новый уровень медицинского обслуживания. Более 11 тысяч специалистов призваны обеспечить индивидуальное сопровождение пациентов от первого посещения поликлиник до выписки.

«Безусловно, работа страховых медицинских организаций в последнее время претерпела серьезные изменения. Если ранее они осуществляли контроль и защиту прав пациентов только после оказания медицинской помощи, то теперь они сопровождают пациента и в процессе получения медпомощи», – заявила в ходе дискуссии председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко.

Новый функционал позволил сделать акцент на диспансеризацию и профилактику заболеваний, уделяя особое внимание реализации федеральных проектов по развитию системы оказания первичной санитарно-медицинской помощи, борьбе с онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Существующая в России система ОМС соответствует всем ключевым признакам социально-медицинского страхования.

«Во-первых, есть категория застрахованных лиц. Во-вторых, определены источники и размеры платежей страховых взносов за этих застрахованных. Третье – осуществляется принцип, что здоровый платит за больного, богатый платит за бедного. Четвертое, перечень услуг однозначен. И пятое, существуют организации, не являющиеся органами власти, которые аккумулируют взносы и проводят оплату медицинской помощи», – отметил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов.

Страховая модель позволяет выстроить более гибкую систему финансирования. Аккумулирование средств на основе целевого страхового взноса создает условия для устойчивого притока средств в здравоохранение.

Такая система не испытывает жесткого давления бюджетных приоритетов, которые десятилетиями складывались не в пользу медицины. При этом централизация страховых взносов позволяет еще и существенно выравнивать финансовое обеспечение в разрезе отдельных регионов.

Представители пациентского и медицинского сообществ, как и регулятор, признали, что за последние годы страховые компании стали работать более эффективно. Врачи и лидеры пациентских организаций предлагают наделить страховые компании большими полномочиями, в то же время повысив их ответственность за здоровье застрахованных.

Страховая медицина должна быть пациентоориентированной, уверен сопредседатель Всероссийского конгресса пациентов Юрий Жулев.

«Мы взаимодействуем с страховым сообществом. И мы говорим о том, что помимо наших совместных планов по информированию населения и других проектов сотрудничества необходимо предъявлять жесткие условия к лицензированию страховых медицинских организаций», – подчеркнул Юрий Жулев.

Следующим шагом в защите прав пациента должно стать открытие в больницах и поликлиниках терминалов прямой связи со страховым представителем. Нажатием одной кнопки пациент сможет выяснить все волнующие его вопросы получения качественной медицинской помощи.

«Все, что мы делаем, направлено только на одно – на возможность получения гражданами доступной медицинской помощи хорошего качества в правильные сроки», – подвела итог дискуссии глава Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко.