Опий для народа

В начале года правительство внесло в Госдуму законопроект о культивировании на территории России наркосодержащих растений для медицинских целей. Эксперты шаг в сторону импортозамещения в сегменте наркотических обезболивающих приветствуют, но призывают уделить пристальное внимание вопросам обеспечения безопасности.

Что меняется

Федеральным законом от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлен запрет на культивирование на территории России наркосодержащих растений для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

Разработанным в Минпромторге России законопроектом “О внесении изменений в Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах”” этот запрет предлагается отменить и определить порядок культивирования на территории страны наркосодержащих растений для производства наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях.

В пояснительной записке отмечается, что международный рынок фармацевтических субстанций для производства препаратов опия контролируется группой из 10 компаний, 9 из которых находятся в юрисдикции государств, применивших к России санкции.

В России зарегистрированы 13 лекарственных препаратов на основе опия (9 из них включены в перечень ЖНВЛП). Все они производятся федеральными государственными унитарными предприятиями из импортируемых фармацевтических субстанций.

«Для обеспечения национальной безопасности в сегменте обезболивающих лекарственных препаратов необходимо импортозамещение», – констатируют авторы документа.

Поправки, как рассчитывают в Минпромторге России, обеспечат условия для создания на территории России производств полного цикла наркотических средств и психотропных веществ, включая выпуск фармацевтических субстанций.

Что планируют культивировать

Полный цикл производства наркотических анальгетиков центрального действия включает в себя три ключевых этапа: культивирование разрешённых сортов наркосодержащего снотворного мака, переработка маковой соломы в активные фармацевтические субстанции и производство наркотических лекарственных препаратов.

Культивировать планируется сорт Papaver somniferum L, в сельскохозяйственной практике известный как «масличный мак», а в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года фигурирующий как «опийный мак». Его основная особенность – высокое содержание алкалоидов опия (морфин, тебаин, кодеин).

Кто будет выращивать

Планируется, что культивирование опийного мака, переработка смеси, в состав которой входит маковая солома, будет осуществляться федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.

Из пояснительной записки следует, что в настоящее время в России таким требованиям соответствуют два подведомственных Минпромторгу России предприятия. Что это за предприятия, не уточняется, но подчеркивается, что они оба имеют «отработанную эффективную систему обеспечения безопасности».

Что думают эксперты

Эксперты разворот в сторону импортозамещения в сегменте наркотических обезболивающих приветствуют, но призывают уделить пристальное внимание вопросам обеспечения безопасности.

Логика авторов вполне убедительна: если вам жизненно необходим некий специфический и довольно дорогой товар, и при этом есть опасность, что вам его перестанут продавать, то необходимо начать его производство самостоятельно, рассуждает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

В этом, по мнению эксперта, сфера наркотических обезболивающих мало чем отличатся от других отраслей, в которых в последние годы взят курс на импортозамещение. Но есть и принципиальные отличия.

«Россия страна северная, а выращивание необходимых культур в необходимом объеме возможно лишь в некоторых южных районах. Районах, в которых, с одной стороны, клановая структура общества ставит своих над законом, а с другой, массовая бедность и безработица становятся питательной средой для злоупотреблений. Слишком легко в этих условиях перепутать своих баранов с государственными», – отмечает Дмитрий Журавлев.

«Полный контроль над обеспечением безопасности выращивания в странах-поставщиках сырья – Мексике, Афганистане, Индии – не достигнут. Необходима разработка принципиально новых методов контроля», – соглашается доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев.

Вопросы у экспертов вызывает и организационно-технологический аспект.

«Полный цикл – это сложная структура, а значит будут сопряжения между различными субъектами: производителями сырья, производителями веществ, производителями субстанций, пунктами хранения и так далее. В этих сопряжениях возможность утечки резко возрастает», – делится опасениями Дмитрий Журавлев.

«Для организации практически с нуля полного цикла производства наркотических анальгетиков потребуется много времени и денег, причем не только на обеспечение безопасности. Здесь и необходимость получения доказательств эффективности, и необходимость обеспечения соответствия качеству воспроизведенного лекарственного средства», – отмечает доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев.

«Но все вышесказанное не значит, что не нужно ничего делать. Нужно. Это действительно вопрос национальной безопасности. Только нужно крепко подумать прежде, чем сделать, чтобы не получить свой Афганистан», – резюмирует Дмитрий Журавлев.

 

Рассмотрение законопроекта в первом чтении может состояться в марте 2019 года, документ уже включен в примерную программу законопроектной работы Госдумы на весеннюю сессию. Официальным представителем от правительства при рассмотрении документа в парламенте назначен первый заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб.