Бывшие техникумы будут готовить профессионалов по 50 специальностям

В системе среднего профессионального образования грядут изменения. На вопросы обозревателя «НГ» Натальи Савицкой, связанные с грядущими преобразованиями, отвечает директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Наталья Золотарева.

Наталья Михайловна, в течение многих лет министерство занимается реабилитацией системы среднего профессионального образования. Сегодня спасти СПО пытаются с помощью международного соревнования высококвалифицированных рабочих – WorldSkills. Два года назад Россия вступила в это движение. Что это дает?

– WorldSkills – это мощное международное движение, современный инструмент развития сферы рабочих профессий и профориентации, который сегодня используется уже в 80 странах мира. Центральным событием является международный чемпионат профессионального мастерства. Он проходит раз в два года, и национальные сборные публично доказывают свое профессиональное мастерство и соревнуются в абсолютно равных условиях.

По форме это такой демонстрационный экзамен, где сразу видно, кто как работает, какая у него техника, какая скорость, какая организация труда. Итоги чемпионата позволяют сравнить, как подготовлены студенты из разных стран мира. В 2013 году по общему зачету наша национальная сборная заняла 41-е место (из 50), а в 2015-м уже переместилась на 14-е место и стала обладательницей шести медалей за высшее мастерство.

Еще один важный момент – подготовка кадров. Участвуя в качестве экспертов, наши преподаватели, мастера производственного обучения становятся носителями новейших технологий, современных требований мастерства по конкретной профессии. И возвращаясь к себе в регион, они становятся источниками этих знаний.

Еще это привязка к определенному типу оборудования, ввозимому из-за рубежа?

– Грамотный специалист гибко адаптируется к любому оборудованию. Например, на чемпионате HiTech, что только что прошел в Екатеринбурге (он проводится для молодых рабочих высокотехнологичных предприятий), конкурсант из Тайваня впервые работал на станке с панелью Siemens и тем не менее выполнил свою работу на высочайшем уровне. У наших же конкурсантов все еще присутствует сильная привязка к конкретному оборудованию. Но это вопрос к методистам – как нужно учить, чтобы была гибкость в адаптации к различным типам оборудования, потому что оно постоянно совершенствуется.

Россия действительно сильно отстает по профессиональной подготовке рабочих специальностей?

– Наша национальная сборная в этому году выступила уже хорошо. Но при проведении соревнований в регионах в этом году введена система электронного судейства. Это позволило собрать единую базу результатов соревнований, сопоставимую с международным уровнем. И, к сожалению, по ряду профессий отставание сохраняется. А по некоторым разрыв бросается в глаза. И здесь замыкается порочный круг: если молодого человека учат по старым методикам, он выходит из стен училища и становится невостребованным. Эти ребята, конечно, не останутся без работы, но их подготовка влияет на качество нашей с вами жизни, на нашу безопасность и качество технологических процессов. А конкурс задает единую рамку требований к сварщику, плиточнику, каменщику, электрику, бармену, парикмахеру и т.д.

Вот эти бесконечные списки востребованных профессий – тоже оттуда?

– Министерство труда составило список из 50 наиболее востребованных и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. И теперь перед системой СПО стоит задача вывести подготовку по этим профессиям на международный уровень. Кстати, многие из тех профессий, которые представлены в этом списке, также представлены и в конкурсе WorldSkills. Министерство образования сейчас организует разработку новых образовательных стандартов по этим профессиям, а также планирует начиная со следующего года создать шесть межрегиональных центров компетенции, которые станут базой для отработки самых современных образовательных технологий по этим профессиям и потом масштабного тиражирования полученных практик, методических материалов в колледжи других регионов. Также в этих центрах будут созданы площадки для тренировки национальной сборной к следующим чемпионатам. И один из важных ориентиров для нашей сборной – это международный чемпионат профессионального мастерства 2019 года, который пройдет в Казани.

Какие страны являются лидерами подготовки квалифицированных рабочих кадров?

– По результатам международного чемпионата, который прошел в Бразилии в этом году, сегодня в общекомандном зачете лидируют азиатские страны: Корея, Китай, Япония. Мы уже начали изучать их опыт подготовки, а также договорились о сотрудничестве по обмену экспертами по конкретным профессиям, стажировкам и пр.

Как изменится система подготовки кадров на местах?

– Если говорить про изменения, которые связаны с подготовкой по наиболее востребованным профессиям и специальностям СПО, то нам видится, что в каждом регионе должны быть определены ведущие колледжи, перед которыми будут поставлены задачи вывести подготовку на уровень международных требований. Соответственно это предполагает и усиление квалификации руководителей и преподавателей, модернизацию оборудования.

То есть объединение колледжей не за горами?

– Процессы оптимизации уже идут. Региональные сети колледжей выстраиваются в соответствии со структурой региональной экономики. И, как показывает практика, мелкие колледжи – это нецелесообразно. Средняя наполняемость этих заведений постепенно увеличивается до 500–1000 человек. Это позволяет организации быть более устойчивой в предоставлении образовательных услуг. Кроме того, практика, в том числе международная, показывает, что еще очень эффективно для повышения качества подготовки привлечение представителей предприятий в колледж. И мы имеем уже много положительных практик.

Вы рассчитываете на помощь работодателей. Но возможно ли это в больших масштабах?

– Без участия предприятий невозможно подготовить кадры, которые могли бы максимально быстро адаптироваться при выходе на работу. Опыт успешных регионов показывает, что важно наличие координатора этой совместной деятельности. Это могут быть советы региональных отраслевых кластеров (например, сельскохозяйственного кластера), в который входят предприятия отрасли, колледжи, вузы. И они вместе договариваются, сколько каких специалистов готовить и как. Или единую позицию может представлять торгово-промышленная палата региона, она, например, может давать работодателям информацию, с какой образовательной организацией им целесообразнее работать. Важно, чтобы работодатели знали о такой точке входа и новых возможностях для подготовки специалистов.

 

Наталья Савицкая, “Независимая газета”