Как себя чувствует бизнес на благоустроенных улицах Москвы

В 2017 году в Москве были благоустроены 90 центральных улиц. Бизнесмены по-разному оценили экономический эффект от изменений городского пространства. Одним предпринимателям пришлось уйти, а другие, когда стройка закончилась, зафиксировали увеличение продаж.

Специалисты КБ «Стрелка» провели собственное исследование, результаты которого опубликованы на сайте Forbes, включающее анкетирование собственников и сотрудников кафе и магазинов, находящихся в зоне благоустройства, анализ фотографий в социальных сетях и пр. Выяснили, что пешеходов на благоустроенных улицах стало больше на 24%, к тому же люди чаще стали гулять здесь в вечернее время и зимой. Это, безусловно, отразилось на бизнесе.

Предприниматели рассказали, что аудитория стала моложе. Людей стало больше, они заходят вечером, а также в зимнее время года. Кстати, больше всего пешеходный трафик увечился на Новом Арбате – на 48%.

В «Стрелке» отметили, что специально провели исследование в конце года, поскольку были опасения, что эффект от благоустройства окажется временным. Однако, благодаря тому, что на улицах появилось новое общественное пространство, людям стало комфортнее гулять, пешеходы перестали относиться к этим улицам как к местам, которые нужно поскорее «проскочить».

В ходе исследования КБ «Стрелка» некоторые предприниматели отметили увеличение прибыли в выходные дни (+20%), в среднем на 20% увеличилось количество туристов среди посетителей.

Стоит отметить, что после благоустройства изменился состав арендаторов. По окончании программы «Моя улица» в Москве на 18% уменьшилось количество банков и салонов связи. На их место пришли продуктовые магазины (+26%), салоны красоты (+23%), аптеки (+16%), магазины одежды (+10%) и точки общепита (+9%).

В 2016-2017 годах, когда программа активно развертывалась, трафик магазинов в зоне реконструкции снижался в среднем на 20%, — следует из данных компании Watcom Shop Mechanics. Летом товарооборот в центре города падал на 30-50%. Перекопанные улицы заставляли людей искать новые маршруты.

Сейчас же, согласно исследованию «Стрелки», бизнесмены напротив отмечают, что клиентов стало больше. Например, благодаря расширению тротуаров многие рестораны смогли открыть летние террасы. В целом улицы стали гораздо комфортнее для пешеходов.

Западные исследования показывают, что прибыль стабильно растет через 2-3 года после благоустройства», — отмечает руководитель Центра городской экономики КБ «Стрелка» Елена Короткова – «Наиболее зависимые от пешеходного потока сферы бизнеса ощущают положительный эффект от благоустройства быстрее всего. Например, в 17 городах Калифорнии программа Main Street California длилась с 1985 по 2001 год, в результате продажи ритейла выросли на 105%, на 167% увеличилась рыночная стоимость коммерческой недвижимости и на 76% сократились пустующие коммерческие площади. После реконструкции Вандербильт-авеню в Нью-Йорке в 2008 г. продажи в магазинах, ресторанах и барах в первый же год выросли на 39%, а спустя еще два года — удвоились».

«Изучение примера Москвы очень значимо, поскольку позволяет другим регионам проанализировать эффект от благоустройства, — отмечает эксперт аналитической группы Invest Point Феликс Песков. – В ближайшие годы опыт Москвы распространится на 40 городов. Всего будет благоустроено более 235 территорий. Изучая московский опыт, мы видим, что временные трудности оборачиваются новыми возможностями в будущем. Это отложенный эффект, но он очевиден», — заключает эксперт. Кстати, следить за федеральной программой благоустройства и смотреть презентации будущих проектов можно на сайте Города-будущего.рф.

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKShare on Google+