Автомобилисты поддержали либерализацию ОСАГО

Большинство автовладельцев выступает за реформу обязательной «автогражданки», показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Исследование, в котором приняли участие более тысячи автомобилистов со всей России, проведено в декабре 2018 года совместно с Институтом региональных проблем.

В целом, идею либерализации тарифа ОСАГО поддержали 83 процента респондентов. При этом 57 процентов опрошенных автовладельцев удовлетворены нынешним форматом ОСАГО. Он упрощает получение компенсации за ущерб, нанесенный виновником аварии, способствует урегулированию конфликтных ситуаций в случае ДТП, гарантирует компенсацию ущерба пострадавшему, отмечают автолюбители. С предположением, что полис необходим только малоопытным водителям, не согласились 79 процентов опрошенных.

Около 66 процентов респондентов указали на высокие тарифы на полис ОСАГО. При этом 88 процентов автовладельцев выступили за индивидуальный подход, а не за принцип “уравниловки” – то есть повышенные тарифы для регулярно попадающих в аварийные ситуации водителей и пониженные – для “аккуратных” водителей. Оптимальным решением было бы перераспределить тариф – установить повышенный тариф тем, кто регулярно попадает в аварийные ситуации, и пониженный для аккуратных водителей, считают подавляющее большинство опрошенных. Варианты “повысить тариф для всех при увеличении уровня выплат” и “понижать при снижении” они называют “неудачными”. Абсолютно справедливой нынешнюю систему считают 87 процентов автовладельцев.

С утверждением, что каждый водитель должен платить за полис ОСАГО в соответствии со своей собственной страховой историей и со своими рисками, согласны 90 процентов опрошенных. Они настаивают, что полис ОСАГО должен стоит дешевле для тех, кто с меньшей вероятностью попадет в ДТП: для опытных водителей и тех, кто не нарушает правила дорожного движения. Еще 61 процент полагает, что убытки страховым компаниям приносят виновники ДТП, поэтому полис ОСАГО должен стоить дороже именно для них.

По мнению большинства опрошенных, среди последствий либерализации такие бонусы, как поощрение “аккуратных” водителей, наказание водителей, регулярно попадающих в аварийные ситуации, и снижение цен полисов для большинства водителей. Автомобилисты считают, что введение такого принципа расчета тарифа ОСАГО в первую очередь в интересах самих автовладельцев и населения, но также выгодно и страховым компаниям.

«Запрос на модернизацию сложившейся системы определенно есть. При этом одним из базовых, принимаемых большинством принципов является развитие индивидуальной ответственности водителей и персональный расчет тарифов в зависимости от практики аварийности. Каким образом запрос на «справедливость в сфере страхования» конвертируется в реальные механизмы расчета тарифов – это серьезный вопрос к экспертам и представителям страхового сообщества, но учитывая высокую степень внимания со стороны автолюбителей к этой проблематике, дискуссия должна носить публичный характер, а принятые решения быть прозрачными и понятными для автолюбителей», — считает руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.

«Нам было интересно посмотреть, как относятся к реформе, которая в последнее время активно обсуждается на всех уровнях, те, кого она непосредственно коснется – то есть сами автомобилисты. При чем не только достаточно обеспеченные автовладельцы из Москвы, но и жители других регионов. Наши предположения подтвердились: люди понимают, что либерализация выгодна всем, при чем в первую очередь как раз менее социально обеспеченным слоям (конечно, если они соблюдают правила игры и водят безопасно). Выражу мнение большинства, если скажу, что хочется уже скорее увидеть первые шаги в направлении установления справедливого тарифа», — резюмировал директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.