Аграрный сектор: нужно что-то менять!

Центр стратегических разработок презентовал доклад «Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России», подготовленный в партнерстве с Центром агропродовольственной политики РАНХиГС.  В докладе оцениваются вызовы, стоящие перед сельским хозяйством страны и даются практические рекомендации для развития отрасли.

Как отмечают авторы доклада, сложившаяся в России аграрная структура аномальна для мировой практики: хозяйств среднего размера практически нет. Треть продукции (35%) сосредоточена в мельчайших хозяйствах, а половина (53%) – в самых крупных, с выручкой более $ 5 млн. Если посмотреть на другие аграрно развитые страны, например США, то можно увидеть, что в них доля крупнейших ферм едва превышает ¼ (28%) от общей стоимости товарной продукции.

«Большой риск мы видим в том, что у нас недоиспользуется аграрный потенциал из-за аномальной аграрной структуры и худших условий работы сельхозпроизводителей, чем у конкурентов»,- заявила в своем выступлении на презентации один из авторов доклада, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС при Президенте РФ Наталья Шагайда.

По ее словам, ключевым фактором роста сельскохозяйственного производства в стране стала проведенная еще в начале 90-х годов ХХ века аграрная реформа. Она обеспечила становление частного бизнеса. Теперь на его долю приходится более 97% валовой продукции. Это один из самых высоких показателей приватизации среди отраслей отечественной экономики. С другой стороны, именно благодаря реформе стала возможной растущая монополизация на сельскохозяйственном рынке и «вымывание» средних хозяйств.

«Концентрация приобретает гипертрофированные размеры: под контролем одного агрохолдинга могут находиться территории не только отдельного района, но и нескольких районов. Отчасти это связано с тем, что субсидии на развитие области получали преимущественно отдельные крупные компании, а 50 % сельхозорганизаций не получали господдержки вообще. Результатом такого избирательного подхода стало очаговое развитие сельского хозяйства, запустение части сельхозугодий, недоиспользование сельских трудовых ресурсов, деградация сельской жизни на значительных пространствах», – заключает эксперт.

По мнению авторов доклада, в ближайшие годы Россия столкнется с последствиями монополизации сельского хозяйства. При этом риски нарастают не только для владельцев крупнейших агрохолдингов, но и для страны в целом.

В качестве основной угрозы указывается монополизация продовольственного снабжения, возможность повышения цен на продовольствие, давление бизнеса на власти с целью увеличения субсидий для монополистов, риск возникновения сбоев в продовольственном обеспечении при сокращении или прекращении производства крупным поставщиком, например, в случае его банкротства.

Эффективность труда будет ниже, так как в агрохолдингах, в отличие от независимых крестьянских хозяйств, у работника нет мотивации качественно выполнять свою работу

Развитие агрохолдингов будет и дальше вызывать деградацию жизни на селе в результате концентрации производства в отдельных населенных пунктах и, как следствие, запустения других. Развитие современных технологии в ближайшей перспективе приведет к росту безработицы на селе, а затем, наоборот, к дефициту рабочей силы, так как тем же агрохолдингам неоткуда будет набирать квалифицированный.

Еще одной особенностью является то, что наличие агрохолдингов приводит к ликвидации традиционных видов хозяйственной деятельности. Примером чему может служить отмирание фермерского свиноводства из-за развития свиноводческих агрохолдингов в Белгородской и Псковской областях.

Очевидным следствием является напрямую связанным с ростом промышленных мощностей агрохолдингов является повышение нагрузки на экологию. Увеличение плотности поголовья на одном предприятии с целью сокращения издержек на единицу продукции ведет к росту отходов, утилизация которых при ограниченной для такого масштаба площади их угодий затруднена.

По мнению экспертов ЦСР, для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо перейти от создания условий для роста производства в отдельных компаниях к созданию среды для массового развития высокопроизводительного сельского хозяйства.